Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что ожидает укрепления эффективного курса рубля и ставит задачу выйти на среднемировые темпы экономического роста.
Министр подчеркнул, что адаптивные возможности российской экономики превзошли возможные ожидания.
Вопрос: «Конкретно крепнем?»
Оксана Дмитриева, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор:
«С учетом ошибок, которые совершили и правительство, и ЦБ...»
- Эффект девальвации, который имел место в декабре, практически себя уже исчерпал. Что ж, теперь, с учетом ошибок, которые совершили и правительство, и Центральный банк, в феврале у нас, к сожалению, начался спад, который продолжился и в марте...
Я согласна, с Силуановым, который заявил, что рубль сейчас укрепился слишком сильно. Ведь Центральный банк опять не справился со своей функцией: такие «качели» с курсом рубля создают чрезвычайную неопределенность для реального сектора экономики.
С учетом всех сделанных ранее ошибок, укрепление рубля только усугубит эту ситуацию, поскольку снизит конкурентоспособность отечественного производителя.
«Должна быть стратегия»
Эффект девальвации и так был сведен на нет повышением ключевой ставки ЦБ до 17% и налоговым маневром в нефтяной отрасли. Но нужно было об этом думать раньше.
Должна быть стратегия, а не спонтанные непрофессиональные решения, раскачивающие экономику и дезориентирующие всех субъектов хозяйствования.
Министры финансово-экономического блока то радовались, что укрепляется рубль, то теперь говорят, что он слишком укрепился...
Но ведь предсказуемость курса и сбалансированная денежно-кредитная политика вполне может быть обеспечена: баланс регулируется за счет комбинации валютных интервенций и наоборот - приобретения валюты, пополнения золотовалютных резервов.
«Курс рубля не имеет самостоятельной траектории»
Пройден ли пик падения рубля? Не верьте никому, кто глубокомысленно делает прогноз относительно рубля! Курс рубля не имеет самостоятельной траектории. Он зависит от цены на нефть, притока спекулятивного капитала и действий Центрального банка.
Что касается цены на нефть, то в нынешней ситуации, на мой взгляд, она по политическим факторам была просто искусственно занижена. Я уверена, что экономических причин для падения цены на нефть не было и нет, поскольку мировая экономика находится на стадии роста.
Думаю, что с осени и цена на нефть тоже пойдет в рост. Но наше правительство и уж, во всяком случае, Центральный банк, должно эту ситуацию, во-первых, прогнозировать и, во-вторых, определиться с политикой валютного курса.
И, конечно, нужно заранее оценить, как укрепление рубля и валютные «качели» скажутся на поведении предприятий и экономическом росте.
«Переписка резервов со счета правительства на счет ЦБ»
Просядет ли Резервный фонд? Использование его средств для покрытия дефицита бюджета - это, по сути, переписка резервов со счета правительства на счет ЦБ.
Деньги перекладываются из одного кармана в другой, но физически никуда не исчезают. Происходит просто эмиссия рублей, то есть запуск печатного станка.
Золотовалютные резервы проседают тогда, когда они реально тратятся - либо на погашение долга, либо на поддержку курса рубля. Поэтому если приобретать валюту, то можно фактически одновременно и увеличивать резервы, и покрывать дефицит бюджета.
«Это полностью дезориентирует бизнес»
Теперь о том, что будет с рублем. Поскольку Центральный банк не имеет четкой стратегии и не может ее реализовать, то, если будет повышаться цена на нефть и будет приток спекулятивного капитала, рубль будет укрепляться.
Повторяю, такие «качели» с курсом – вредная политика, поскольку это полностью дезориентирует бизнес и не позволяет принимать не только стратегические инвестиционные решения, но и отрицательно скажется даже на текущих контрактах.
«Мы имеем ситуацию рукотворного экономического кризиса»
Если сейчас мы имеем ситуацию рукотворного экономического кризиса, который вызван повышением кредитной ставки и целым рядом других действий правительства, то в будущем «качели неопределенности» могут стать фактором, еще больше усугубляющим кризис.
* * *
«Люди, принимающие деловые решения, занимаются немного другим...»
Александр Долгин, управляющий рекомендательным сервисом «Имхонет», руководитель Фонда научных исследований «Прагматика культуры»:
«Звучат цифры от 42 до 68 рублей за доллар»
- Что касается перспектив рубля, то фундаментальный анализ дает довольно широкие пределы обоснованного, фундаментально оправданного его курса. От разных аналитиков, как выдающихся отечественных, так и мировых институций звучат цифры, условно говоря, от 42 до 65-68 рублей за доллар.
Что ж, это слишком широкий диапазон, но мировая экономическая наука в таких сложных обстоятельствах не умеет высчитывать точнее.
Здесь слишком много неизвестных. Баланс экспортно-импортных операций, входящие и исходящие инвестиции, цена углеводородов, терпимость населения к инфляционным процессам или к безработице – действительно слишком много факторов.
«Для бизнеса главное, чтобы курс именно стабилизировался»
Так что если говорить с позиции бизнеса, то для него главное - это даже не столько отметка, на которой стабилизируется курс рубля, а то, чтобы он именно стабилизировался.
Ведь колебания величиной 5, 7, 10 процентов в день вызывают в деловой среде колоссальные транзакционные издержки, поскольку вместо того, чтобы заниматься своим делом, люди, принимающие деловые решения и заключающие контракты, занимаются немного другим.
«Очень легко обжечься, поскольку слишком велики колебания»
То есть они пытаются, во-первых, остановить эти контракты (потому что иногда не выгодно закупать при том или ином курсе, а предсказать они его не могут) и, во-вторых, пытаются застраховать свои рублево-валютные соотношения (на чем тоже очень легко обжечься, поскольку слишком велики колебания).
Словом, значительная часть среднего и крупного бизнеса, а, наверное, кстати, и мелкого бизнеса, малого бизнеса, слишком много времени уделяет попыткам психологически и деятельно сдемпировать, самортизировать эти скачки курса валюты.
Ведь им как-то это надо переварить, потому что слишком большие колебания рубля. Совсем недавно мы видели 65 рублей за доллар, позавчера-вчера уже видим 49-50... Это очень много...
«Издержки довольно велики»
Вот поэтому я и рассуждаю в логике институциональной экономики, которая обращает особенное внимание на так называемые транзакционные издержки бизнеса и вообще организации, не обязательно бизнеса.
Это издержки, связанные с пересчетом, калькулированием договоренностей, страхованием от рисков и прочим, прочим.
Сейчас эти издержки довольно велики, особенно у фирм, ориентированных на экспорт, поскольку у них выручка - валютная, а затраты – рублевые.
Но еще в большей степени – у фирм с противоположной направленностью, делающих закупки у импортеров, в частности, у ритейлеров, которые делают закупки в валюте, а продают в рублях. Естественно, это ведет к неуверенности и сокращению ассортимента.
«Я последую заветам Егора Гайдара»
Что касается прогнозов относительно судьбы рубля... Знаете, я последую заветам Егора Гайдара, который сказал: если вы от экономиста услышите прогноз по нефти или по курсу доллара, значит, это не экономист...
В данном случае могу сказать (это не объективно и не прогноз, а просто мне так кажется), что довольно многим игрокам было бы комфортно в диапазоне 55-60 рублей за доллар. Повторяю, это не фундаментально и это не прогноз.
А вот некие разговоры о «крушении доллара», как о «загнивании Европы» ведутся уже не один десяток лет, однако, и Европа более-менее процветает, во всяком случае, выглядит лучше остальных...
«А где альтернатива?»
Что касается доллара - а где альтернатива? Представьте альтернативу доллару - и тогда можно будет говорить о его закате. Пока что мы не видим достаточно мощной альтернативы, а кто увидит, пусть скажет.
Да, возможно, американская валюта сегодня уже не так сильна, вернее – не так надежна в генеральной перспективе. Но все остальные - хуже...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции