«Одной из главных проблем в развитии Сибири является ее удалённость от рынков»
2 апреля 2015, 14:50 [ «Аргументы Недели» ]
МИД Китая выступил с инициативой строительства китайско-монголо-российского экономического коридора, который будет проходить через весь евразийский континент и станет новой платформой для развития трех стран. Вопрос: «Давно пора?»
Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП):
«Почему Россия до сих пор не прокладывала такие коридоры?»
- Это давно назревшая идея, и меня удивляет, почему Россия до сих пор не прокладывала такие коридоры, причем не только через Монголию, но, скажем, и в районе соединения Казахстана, Китая и нашей страны? Ведь Чуйский тракт там, по сути, до сих пор не имеет дороги.
К сожалению, мы до сих пор не можем использовать те огромные возможности, которые предлагал нам этот рынок...
Да, конечно, хорошо, что мы начали что-то делать на Дальнем Востоке, но ведь совершенно понятно, что нам надо подключать к новым рынкам и нашу Сибирь, причем не только к рынкам китайским, но и других стран Южной Азии.
Ведь одной из главных проблем в развитии Сибири является ее континентальность, то есть удаленность от рынков. Так что идея создания китайско-монголо-российского экономического коридора очень позитивна, и я надеюсь, что ее рассмотрят и совместными усилиями из этого что-то получится.
А ведь создание такого коридора может быть делом всего лишь нескольких лет. У нас существуют вполне очевидные пути в построении коридоров такого рода.
Сейчас это может быть один коридор, а вообще нам нужно несколько, которые связывали бы не только Дальний Восток, но и Сибирь с поднимающимися рынками Юга.
Что касается Монголии, то это гораздо менее развитая страна, чем Россия. Но ведь Монголия получила просто огромные выгоды от того, что построила несколько дорог, которые теперь связывают её с Китаем. Таким образом, Монголия теперь имеет возможность продавать свои ресурсы.
Если говорить о продаже наших ресурсов, то нам, конечно, надо заниматься не только этим. Но это уже отдельный вопрос, который не относится к тому, что на Востоке называют «взаимосвязанность»...
Андрей Климов, заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам, доктор экономических наук:
«На азиатском направлении у нас традиционно был провал»
- В основе этого проекта с технической точки зрения лежат довольно реальные предложения. Речь идет о скоростной магистрали, которая должна связать западную часть европейской части России и Китай. Соответственно, этот путь затронет и Монголию.
Что ж, это отнюдь не новая тема, и ее иногда еще называют Шёлковый путь, а ему, как вы знаете, немало лет... То есть этот Шёлковый путь теперь хотят сделать на более высокой технической и технологической платформе.
У нас сегодня есть возможность работать с Китаем в рамках БРИКС и ШОС (а Монголию так или иначе все равно надо привлекать к большей работе с нами и с Китаем, нежели с Западом, что в интересах и самой Монголии, и России с Китаем). Так что я не вижу в этом предложении ничего того, что противоречило бы нашим интересам.
Другое дело, что надо посмотреть на эти предложения с сугубо прагматической и экономической точки зрения.
И, конечно, нужно определить, до какой степени это будет способствовать развитию наших конкретных регионов, через которые пройдет этот путь, и какими будут наши финансовые и другие обязательства, - и это будет уже кропотливой работой переговорщиков.
Что ж, чем больше будет таких транзитных коридоров между стратегическими партнерами, тем при прочих равных, конечно, лучше.
Мало того, хочу напомнить, что это будет не в ущерб и нашим отношениям с Европой потому, что у нас с европейскими странами как раз разветвленные, давние и многовариантные транспортные связи.
А вот на азиатском направлении после того, как построили транссибирскую магистраль (ну, и можно вспомнить БАМ, да и тот шел сугубо по нашей территории), у нас традиционно был провал.
Так что строительство китайско-монголо-российского экономического коридора, конечно, будет вызывать интерес и не вызывает каких-то глобальных, стратегических отторжений. Что ж, теперь надо работать, входить в детали...
У нас всегда будет возможность обсудить всё это с китайцами на высоком уровне, скажем, в рамках мероприятий, связанных и с празднованием Дня Победы, поскольку ожидается, что они приедут.
Россия и Китай тем более могут обсудить это во время мероприятий, связанных с саммитами ШОС и БРИКС в начале июля текущего года. Думаю, там, на уровне наиболее общих параметров этого проекта, можно будет посмотреть все выкладки.
Что ж, Китай – это соседнее государство, имеющее сегодня огромное значение и в политике, и в мировой экономике. Это государство, с которым нас связывают партнерские отношения по нескольким международным организациям – ООН, ШОС, БРИКС.
Так что предложение о строительстве китайско-монголо-российского экономического коридора, на мой взгляд, логично и не вызывает никакого отторжения.
Константин Косачев, председатель комитета Совета федерации по международным делам, кандидат юридических наук:
«Интерес к Китаю в России растет год от года»
- Китай является для России стратегическим партнером. Российско-китайские отношения сейчас, на мой взгляд, находятся в кульминации. Никогда в истории они не были столь насыщенны и конструктивны.
Интерес к Китаю в России растет год от года и постоянно увеличивается. Мы надеемся, что и в Китае тоже растет интерес к России.
Я уверен в том, что это не просто культурно-туристический интерес, а понимание того, что наши страны объединяет действительно очень многое.
Михаил Мейер, президент Института стран Азии и Африки, доктор исторических наук, профессор:
«Китай – это середина мира!»
- Знаете, надо чётко смотреть на ситуацию, которая складывается в ХХ-ХХI вв. Я думаю, что ХХI век будет веком Китая, причем не только потому, что это самая крупная страна в демографическом отношении, но и из-за того, что по своим возможностям она сегодня действительно выступает в качестве основного контраргумента американскому присутствию в мире.
Вообще не только Китай, но и целый ряд стран Азии сегодня демонстрируют жизнеспособность и энергию, которых во многом не хватает Европе.
Более того, эти страны не демонстрируют такую агрессивность, которую сегодня нам демонстрируют США, поэтому я думаю, что азиатские страны в целом будут некой определяющей силой ХХI века.
«Китай – это середина мира!» - считают сами китайцы, а не просто окраина Азии, как, быть может, считаем мы. Так что будущая ситуация сегодня вполне ложится на их традиционные представления о роли Китая.
Им не нужно придумывать какие-то новые страшилки потому, что они думают, что так и должно быть. Хотя на самом деле сегодняшнее очень быстрое развитие Китая может быть связано с большим энергетическим перенапряжением для самого китайского общества, которое оно может и не выдержать.
Что касается китайской молодежи (как впрочем, и нашей), то, скорее, она благодаря средствам хайтека американизируется, чем усваивает другие понятия.
Но я надеюсь, что в течение ХХI века мы изменим эту ситуацию. Я согласен со многими моими коллегами в том, что эпоха американцев находится на закате и продолжится еще лет 30-40. Тогда и завершится полная или частичная гегемония США.
Светлана Горячева, первый заместитель председателя комитета Совета федерации по регламенту и организации парламентской деятельности:
«Если бы вы видели, как китайцы гордятся своей страной!»
- Я часто бываю в одном приграничном городке Китая, который еще совсем недавно был обычной захолустной деревушкой. Что мне там нравится – в сфере обслуживания и торговли работают только молодые люди! Там в магазине не встретишь пожилого продавца, а только 18-22-летние парни и девушки.
Если бы вы видели, как китайцы гордятся своей страной! Живут они, скажем прямо, не очень богато, но вот работают…
Когда я езжу по Приморскому краю, например, через Уссурийск и Октябрьский район, то вижу у нас только заросшие бурьяном поля. Въезжаешь на территорию Китая – возделан буквально каждый участочек! Южные склоны сопок засажены фруктовыми деревьями, а потом эти яблоки они нам же и продают.
В глазах китайцев буквально читается вера в то, что Китай действительно будет великим.