«Пару лет назад люди думали, что ЕГЭ рассосется, но, видать, не рассосется...»
15 февраля 2015, 13:13 [ «Аргументы Недели» ]
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев сравнил подготовку к Единому государственному экзамену с проведением спецоперации, поскольку необходимо применять технические средства для подавления сигналов мобильных телефонов учащихся, а также использовать спецсвязь для доставки заданий. Вопрос: «ЕГЭ - он и в Африке ЕГЭ?»
Елена Ханга, телеведущая, актриса:
«Творческие предметы с помощью галочки не сдашь»
- Честно говоря, у меня еще не сформировалось отношение к ЕГЭ. Пока это, как говорится, не наша головная боль, поскольку моя дочь Елизавета-Анна учится только в седьмом классе. То есть я пока за сердце не хватаюсь... Но через два года, конечно, все это внимательно изучу.
С другой стороны, как идея, ЕГЭ, возможно, и неплох, однако, дьявол, как всегда, кроется в деталях. Наверное, нельзя брать некий западный вариант и, не учитывая наши реалии, переносить его один в один на нашу почву...
Да, на Западе это работает, а вот у нас... Думаю, что нам в этом смысле еще надо совершенствовать российский ЕГЭ, причем каждый год. По-моему, мы еще не переболели «болезнью роста».
Видимо, нужно поехать на Запад и посмотреть, почему у них получается, а у нас - нет. И не надо снова пытаться изобретать велосипед.
Да, мы взяли тестовый западный вариант, когда ответы отмечаются галочками. Но наши учителя говорят, мол, как же можно не смотреть в глаза ребенка и т.п.
Естественно, творческие предметы с помощью галочки не сдашь, и я очень рада, что снова вернули сочинение. Это же полное безобразие, когда дети вообще не пишут сочинение под предлогом того, что его нет в ЕГЭ и, стало быть, нечего этим заниматься!
Это как не отучать ребенка ковырять в носу, раз он все равно не будет королевой Англии...
Я так понимаю, что единый госэкзамен у нас теперь надолго. Еще пару лет назад люди думали, что ЕГЭ рассосется, но, видать, не рассосется...
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Исключить из ЕГЭ отупляющие тесты...»
- Мы много лет говорили о том, что ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере, а именно: к совершенствованию!..
Похоже, теперь это осознали и в руководстве Минобрнауки: министр Дмитрий Ливанов согласился вернуть сочинение (к сожалению, в форме зачета), а также исключить из ЕГЭ отупляющие тесты с выбором ответов, ввести элементы устного экзамена по гуманитарным предметам. Все это говорит о том, что ЕГЭ хотят приблизить к классическому экзамену.
Однако в прошлую сессию на основании отрицательного заключения правительства большинство в Госдуме отклонило наш законопроект с аналогичными идеями.
Вопрос: что будет с ЕГЭ в 2015 году и можно ли надеяться на то, что следующий законопроект с такими же идеями будет поддержан правительством, независимо от того, депутаты какой фракции его внесут?
По-моему, это уже какая-то «Алиса в Зазеркалье»...
Знаете, я удовольствием слышу от моих вчерашних оппонентов, что в современном виде ЕГЭ не учит детей читать, писать и говорить. Добавлю: по гуманитарным предметам не очень учит и думать.
Повторяю, мы приветствуем предложение министра исключить из ЕГЭ отупляющие тестоподобные задания части «А», типа «а кто же придумал теорему Пифагора», ввести элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам, а также решение президента вернуть в школу сочинение...
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
«Потеряли способность аналитического мышления»
- Знаете, жертвы ЕГЭ даже в быту утрачивают способность искать и находить причинно-следственные связи. Почему? Потому что они потеряли способность аналитического мышления и ищут только готовый ответ.
А ведь если каждый член нации станет жертвой ЕГЭ, то такой нации можно будет манипулировать. Такие люди идеальны для управления.
Так что любой недобросовестный управленец даст им готовые ответы на любые вопросы, а они их просто проглотят не разжевывая потому, что лишены возможности анализировать.
В Советском Союзе нас учили выводить одно из другого, понимать причинно-следственные связи, уметь выстраивать их...
Жертвы ЕГЭ сейчас просто мыслят клипами. Это порождено Интернетом, современными технологиями и т.п.
Чем отличается тестовая система от классического образования? Тем, что теперь не нужно знать, что из чего следует, а просто нужно правильно понимать вопрос и знать правильный ответ. То есть, нужно просто вызубрить ответ, а вот что означает, знать необязательно.
Помню, когда в СССР мы сдавали математику или физику и приводили формулировки в точности из учебника, то нас мучили еще несколько часов.
Да, именно мучили, поскольку преподаватель подозревал, что человек просто вызубрил какие-то правила из учебника и совсем не факт, то он понимает, о чем говорит...
Людмила Бокова, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, бывший зампред комитета Госдумы по образованию:
«Каждый год объективность ЕГЭ вызывает серьезные сомнения...»
- Я поддерживаю идею сдачи ЕГЭ, но считаю недостаточными принимаемые меры по поддержке его объективности, причем как законодательные, так и технические.
Я уверена, что барьеры нужно не только ставить, но и снимать. Может, настало время разрешить пересдавать экзамены и выбирать лучший результат? А еще привести в соответствие экзаменационные задания и учебники, которые сегодня оторваны друг от друга?
К сожалению, сомнения в достоверности результатов ЕГЭ дискредитируют не только сам экзамен, но и всю систему образования. И каждый год объективность ЕГЭ вызывает серьезные сомнения...
Михаил Дегтярев, зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, кандидат в мэры Москвы (2013 г.):
«Уже само название ЕГЭ несет в себе бремя негатива»
- Вместо борьбы с коррупцией в школе ЕГЭ привел к ее росту, к расслоению между детьми приближенных к власти и детьми из простых семей. Череда системных ошибок ведет систему образования в России в тупик.
Но, самое главное, следствием введения единого государственного экзамена является то, что у школьников теряется творческое начало!
Например, когда я заканчивал школу и поступал в вуз, никакого ЕГЭ и в помине не было. Экзаменом была беседа, то есть творческий процесс.
А что происходит сегодня? Тестирование уже на входе: детей начинают обучать с раннего детства, в том числе иностранным языкам. Я считаю, что это неправильная политика!
У детей должно быть детство. Школа все равно всех научит - и как правильно писать, и как говорить. В том числе, и как говорить на иностранных языках. И я не понимаю, зачем мы лишаем детства наших детей?
По-моему, уже само название ЕГЭ стало нарицательным и несет в себе бремя негатива.
Что касается постоянных и ежегодных усовершенствований ЕГЭ, то, знаете, улучшать систему можно до бесконечности, но самое главное, чтобы ЕГЭ не оставался критерием для поступления в вузы. Просто нужно беречь психику наших школьников.
Нам надо в корне менять саму систему образования, оставив лучшее от уже устоявшейся.
Как тест, ЕГЭ, может быть еще как-то нужен, а как экзамен - нет. Его нужно использовать для снятия статистической информации со всей страны. В институты нужно брать вообще без экзаменов.