«У нас в стране создана целая система по уничтожению всего хорошего»
21 октября 2014, 18:50 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Как известно, в ночь на вторник в аэропорту «Внуково» произошла авиакатастрофа, в которой погибло четыре человека, в том числе и глава французского нефтехимического концерна «Тотал» Кристоф де Маржери. Вопрос: «Снегоуборщик тоже хотел взлететь?»
Игорь Волк, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика»:
«Не представляю, как можно разрешить взлет!»
- Интересно, кто дает взлет, если на полосе находится снегоуборочная техника? Кто это может объяснить? Я не представляю, как можно разрешить взлет, если что-то находится на ВПП!
Что ж, у нас и штурманы летают на самолетах и всех убивают. Дело не в штурманах и стажерах, а в том, что у нас в стране специально создана целая система по уничтожению всего хорошего, в том числе и авиационной отрасли.
Мало того, эта система не только создана, но она постоянно курируется и подтверждается последующими приказами и распоряжениями. Вот, скажем, совсем недавно вышел приказ о создании Национального научного центра... Всё это - звенья одной цепи.
А вообще, если ты хочешь услышать какую-то чушь, то позвони Толбоеву: он всегда и всё знает...
Магомед Толбоев, начальник авиации Московского округа внутренних войск МВД России, депутат Госдумы I созыва, Герой России, доктор исторических наук, заслуженный летчик-испытатель РФ:
«Он просил меня познакомить его с Путиным...»
- Убили моего друга, миллионера - за что!? Да, Кристоф де Маржери был моим ближайшим другом. Мы с ним познакомились в Париже еще в 1987 году.
В этой авиакатастрофе виноват тот, кто устроил такие вещи. Это устроили бандиты, которых у нас хватает!..
А вот водитель снегоуборщика тут вообще ни при чем. Ответ должна держать служба обеспечения аэродрома.
Самое простое - это найти крайнего, какого-нибудь стрелочника. В аэропорту работают тысячи простых шоферов, но каждый из них знает свое место.
Кристоф де Маржери был добрейшим человеком, и я с ним дружил всю жизнь. Теперь я полечу во Францию, похороню его и честно, по-русски и по-офицерски присяду перед могилой на колени.
Скажу больше - Кристоф де Маржери был великим человеком и патриотом России! Он с любовью относился к нашей стране.
Между прочим, его бабушка была женой генерала белогвардейской армии России, а я доктор исторических наук и летчик-испытатель и знаю всё!
Кристоф де Маржери был в прошлом году у нас на авиасалоне. Мы с ним общались, и он сказал, что всегда будет за Россию.
Он тогда хотел вложить миллион долларов в развитие русской авиации. Я ответил ему: «Нет, офицер русской армии никогда ничего не берет и не отдает. Офицер русской армии отдает только свою руку». И мы обменялись рукопожатием.
Помню, он просил меня познакомить его с Путиным (я являюсь доверенным лицом президента России). Но тогда приехал король Иордании, и у нас просто не хватило времени...
Рафаил Аптуков, президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов», эксперт Открытого правительства:
«Пора прекратить всю эту истерию!»
- Расследование покажет, результатом чего была эта авиакатастрофа. Либо это произошло из-за отказа оборудования воздушного судна, либо из-за ошибки наземного персонала, или это было что-то иное...
Уверен, что не стоит заранее говорить о причинах авиакатастрофы. К сожалению, такого рода происшествия - это не редкость в мире. Вот, скажем, в США есть Совет по расследованию происшествий на транспорте, и он опубликовал отчет за прошлый год.
Так вот в Соединенных штатах Америки в 2013 году всего зафиксировано 1297 авиационных происшествий, в том числе с жертвами – 236. Погибло 429 человек, из них на борту воздушного судна - 424 чел. Но такие цифры как-то особо не афишируются...
Большинство этих авиапроисшествий произошло в бизнес-авиации, в авиации общего назначения, то есть в США это были, так сказать, внутрирайонные и внутриобластные перевозки. Кстати, катастрофы были преимущественно на этапах взлета и посадки. Так что, к сожалению, это бывает, причем довольно часто.
Вот и во Внуково был обычный рейс. Таких рейсов, так называемых бизнес-джетов, в сутки только по Москве выполняется, наверное, штук 100-150. Так что, по-моему, пора прекратить всю эту истерию и не надо сеять панику!
К сожалению, подобного рода случаи бывают не только в авиации, но и, скажем, на железной дороге. Вспомните, сколько было несанкционированных переездов железнодорожных путей? И ведь люди до сих пор гибнут!
Уже наставили и шлагбаумы, и искусственные заграждения, типа «лежачего полицейского», и все равно нетерпеливые водители лезут, объезжают и гибнут. Я, конечно, не провожу никаких аналогий, но они же напрашиваются сами собой...
Я понимаю, любое происшествие, тем более с лицами, будем так говорить, имеющими определенный вес в мире – да, это серьезно. И я прекрасно понимаю СМИ, которые сообщают об этом.
Но просмотрите зарубежные источники, пробежитесь по французским, английским, американским СМИ: «в авиакатастрофе погиб такой-то» – и все, привет, больше там ничего нет. И не важно, где он погиб, в России или еще где-то...
А у нас же надо обязательно – ой, диверсия, ой, еще что-нибудь!.. Я понимаю, это русский характер, и мы можем раздуть всё, что угодно...
Петр Дейнекин, генерал армии, главком ВВС РФ (1991-1998 гг.), заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор, Герой России:
«А ведь на полосе мог очутиться и другой борт...»
- Примитивно думать о том, что нынешняя катастрофа - это одно из явлений классической российской расхлябанности. На самом деле в этой катастрофе, как в фокусе, проявилась наша системность: неудовлетворительное положение дел по обеспечению безопасности полетов в целом по гражданской авиации.
И профессионалы, и представители общественности неоднократно выступали на эту тему на различных уровнях. Однако не следует никакой реакции со стороны тех руководителей, которые обязаны заниматься всем этим. А жаль!
Думаю, что это послужит не поводом, а причиной для серьезного разговора о положении дел в нашей стране в области безопасности полетов.
А ведь на полосе мог очутиться и другой борт, а не только лайнер с представителем нефтяной компании...
Александр Книвель, председатель Совета директоров ОАО «Научно-производственное предприятие “Аэросила”», член комитета по безопасности полетов Союза авиапроизводителей:
«Они выдавали эти сертификаты - и они же проводят это расследование...»
- Нынешняя авиакатастрофа - это результат системных сбоев потому, что такая ситуация...
Вся авиационная общественность уже более года говорит о том, что мы не выполняем требование ИКАО приложения №19 по управлению безопасностью полетов, которое вступило в действие 14 ноября 2013 года.
Но сразу после этого вступления произошла казанская катастрофа. К сожалению, она стала первой катастрофой, произошедшей после принятия ИКАО нового приложения.
Впервые за 30 лет управления безопасностью полетов мы приняли это приложение. Согласно приложению требовалось создать государственную программу безопасности полетов в стране, определить приемлемый уровень безопасности полетов и пытаться его достигнуть.
Еще требовалось, чтобы все так называемые поставщики обслуживания имели систему управления безопасности полетов. Поставщики обслуживания - это разработчики и производители воздушных судов, это авиакомпании, эксплуатирующие воздушные суда, это организации по техобслуживанию и ремонту воздушных судов, организации и управления воздушного движения, учебные заведения и аэропорты.
Между прочим, в Воздушный Кодекс РФ нашим правительством и Думой были внесены дополнения, которые почему-то забыли именно аэропорты.
В Воздушном Кодексе, в статье 24.1 - «Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов» написано: «Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации».
Но на самом деле ни по нормативным, ни по всем юридическим подходам мы не соответствуем стандарту Международной организации гражданской авиации.
И далее там же: «Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских судов устанавливает порядок разработки и применение систем управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов юридическими лицами, разработчиками-изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техобслуживание воздушных судов, аэронавигационное обслуживание, образовательные учреждения». И совершенно забыли аэропорты!
Так что результат сегодняшней катастрофы - это результат того, что у нас Министерство транспорта очень плохо занимается законодательной и нормативной деятельностью.
Это системная ошибка. ИКАО давно отошло от человеческого фактора, и при расследовании авиапроисшествий оно рассматривает именно системные ошибки, когда нужно выявлять, что в системе плохо, а не то, что какой-то снегоуборщик куда-то там выехал...
Это то же самое, что искать стрелочника при катастрофе в метро, как некоторые недавно пытались. Там стрелочник виноват, здесь – снегоуборщик...
Это системные ошибки, системные недоработки и недоработки на уровне законодательной и исполнительной власти. Результат этого нам еще аукнется, когда в ноябре этого года нас будет проверять ИКАО как раз по некоторым позициям, связанным с расследованием авиационного происшествия.
И вообще, очень странно, что у нас сейчас эту катастрофу расследует Межгосударственный авиационный комитет совместно с Росавиацией, которые и выдавали сертификаты «Внуково» как международному и отечественному аэродрому. Они выдавали эти сертификаты - и они же проводят это расследование...
Удивительно! Все это полностью противоречит Приложению 13 ИКАО «Расследование авиационных происшествий». Пока мы не наведем порядок в законодательной и исполнительной власти, так и не будем иметь безопасность полетов.