В Москве прошла церемония закрытия и награждения лауреатов 36-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ). В в конкурсную программу ММКФ вошли пятнадцать картин из РФ, Украины, Германии, Израиля, Японии, Греции, Польши и других стран. Вопрос: «Худсовет – это цензура или помощь?»
Александр Митта, кинорежиссер, сценарист, народный артист России:
«Худсоветы были большим благом!»
- Худсоветы были большим благом! На них собирались грамотные и профессиональные люди, которые, как правило, не давали непрофессиональных советов. До какой-то степени ты мог с ними считаться, а до какой-то и нет.
Все без исключения редакторы, которых я знал, как правило, были нашими друзьями! Редактора, который был бы врагом картины, быть не могло, потому что объединение сразу бы избавилось от него.
Ведь объединению нужно было сделать хорошую картину, а редактор был человек, который не то, что все контролировал, но следил за развитием грамотной нормальной редактуры. Они были очень серьезными, трудолюбивыми и, например, мне очень помогали…
Карен Шахназаров, кинорежиссер, сценарист, гендиректор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России:
«Сейчас у нас все сводится к какому-то сумасшедшему пиетету перед Голливудом»
- В советское время в Госкино была редактура, была редколлегия, и был главный редактор, у которого были профессиональные имя и фамилия, например, Армен Николаевич Медведев или до него – Анатолий Васильевич Богомолов.
И когда ты приходил с проектом, то знал, к кому идешь. Да, в этой оценке могла быть субъективность. Например, тебе могла сказать, вот в этом твой сценарий не годится, но сделай так, по-другому, скажем, поправь это и сделай другой финал и т.п.
Во-первых, у тебя быль шанс переделать, доделать, довести, то есть с тобой разговаривали. Во-вторых, ты прекрасно понимал, что общаешься с реальными людьми, которые говорят тебе реальные вещи: скажем, ваш сценарий не проходит по таким-то причинам.
Да, бывало, что говорили, мол, это «пахнет антисоветчиной». Но я же сейчас говорю, что советскую систему надо перенести в наше время, как говорится, строго под копирку.
Естественно, есть поправка на рыночные отношения, на чрезмерный элемент цензурирования, который был в советское время. Однако система сама по себе была очень эффективной.
А сейчас у нас все сводится к какому-то сумасшедшему пиетету перед Голливудом. Все говорят: «А вот как там, в Голливуде…» Прямо, какая-то чокнутая страна! Ведь никто в мире так рьяно об этом не беспокоится, а в России – больше всех.
Ну, хорошо, допустим, если так уж в этом смысле беспокоятся, то я могу сказать так: это и была голливудская система. В Голливуде так и работают со сценариями – не тайным голосованием, а каждая мейджор-компания имеет свою так называемую редколлегию, главного редактора, которые сидят и работают.
То есть берут сценарий, и если он нравится, то дают доработчика. А ведь и в советское время могли дать доработчика, например, если в чем-то не устраивают диалоги и по согласию с автором. И многие соглашались. Сценарий – это основа кино, и в советское время со сценариями работали очень тщательно.
Вся советская организация кинематографии была заложена по принципу больших голливудских студий. Не случайно «Мосфильм» построен как голливудская студия, и в Европе таких нет.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции