Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Мы должны получить экономику нового типа»

, 01:42

Президент РФ Владимир Путин,  раскритиковав деятельность правительства, касающуюся ситуации с моногородами, заявил, что  не приняты даже элементарные управленческие, организационные решения. По словам главы государства, до сих пор не налажен мониторинг ситуации в моногородах, и на региональном уровне не везде назначены ответственные лица, которые бы занимались вопросами развития моногородов. Вопрос: «Как помочь моногородам?»

 

Евгений Федоров, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, кандидат экономических наук:

«Уходили от локомотивов начала и середины прошлого века»

- Сегодняшние моногорода – это предприятия и города при них, выросшие на базе лидерства индустриальной эпохи. Это действительно локомотивы мировой и советской экономики начала и середины прошлого века, это огромные предприятия полного цикла.

Сейчас численность самого большого предприятия у нас в России составляет 120 тысяч человек, а в Советском Союзе было и по 300 тысяч человек и более. Но эта эпоха уходит, а приходит постиндустриальная эпоха, логика которой – уже не такие большие, а компактные предприятия, основанные на технологиях.

Это компактные, малолюдные экологичные и энергоэффективные технологии, - и это уже не такие предприятия, на которых трудятся 100-200 тысяч или даже 50 тысяч работников.

Уверен: будущее моногородов за высокотехнологичными предприятиями, с несколькими тысячами работников. У этих предприятий большой процент интеллектуальной собственности в виде технологий.

Соответственно, их разрабатывает вторая сторона российской экономики, под названием «прикладной научный бизнес». Этого бизнеса в России пока нет, но через 10-15 лет он должен составлять порядка 20-30% ВВП.

Технологии, которые будут там вырабатываться, через рынок будут попадать в капитализацию предприятий, которые будут компактными уже на базе мозгов в виде технологии и т.д.

У нас в «Стратегии-2020» заложена трансформация российской экономики. Мы должны получить экономику нового типа, которая позволяет системным образом решить проблему промышленности Российской Федерации и, соответственно, проблему моногородов.

То есть изменение типа экономики через 10-20 лет приведет к исчезновению проблемы моногородов так, как она выглядит сейчас.

Скажем, вместо Тольятти с его городом и предприятием численностью 80 тысяч человек должны появиться десятки предприятий небольшой численности, но с высочайшей производительностью труда и, естественно, не полного цикла, потому что полный цикл абсолютно не показан в постиндустриальной экономике вообще.

Проблема моногородов, которую мы сегодня решаем, таким же образом решала и Маргарет Тэтчер, и были немецкие реформы, когда уходили от локомотивов начала и середины прошлого века и переходили на новые типы промышленных предприятий.

У нас в моногородах сейчас живет много людей, там существует определенный уровень специализации, высокий (но, правда, узкоспециальный) уровень образования, а это значит, что необходимо отрабатывать те механизмы, которые могут позволить решить эти проблемы.

Мартин Шаккум, первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, кандидат психологических наук:

«Это тоже будет способствовать более эффективному развитию моногородов»

- Как известно, Фонд ЖКХ теперь может предоставлять регионам, где есть моногорода, финансовую поддержку на переселение граждан из аварийного жилья. Это тоже будет способствовать более эффективному развитию моногородов.

Раньше этот фонд мог использовать свои средства для поддержки моногородов исключительно на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Владимир Рубанов, член президиума совета по внешней и оборонной политике, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:

«Однако всё требует больших затрат»

- Способы решения проблемы моногородов отнюдь не новы. Во-первых, конечно, перепрофилировать. Правда, это потребует дотаций, и задача решится не быстро. Во-вторых, переселение –  а это тоже длительный и дорогостоящий процесс. И, наконец, в-третьих, определить перспективу и каким-то образом привлечь частный бизнес, дать кредиты или привлечь мелкий бизнес.

Вот и все, больше ничего не придумаешь. Однако всё требует больших затрат. У нас сейчас либо заставляют местные власти поддерживать предприятия из местных бюджетов, либо снимают остроту ситуации с помощью бизнеса. Конечно, существуют некие проекты переселения и миграции, но когда речь идет о 60 тыс. рабочих мест, то все это явно не тот уровень ресурсов, который позволит решить проблему моногородов.

Да, эта проблема не уникальна, но просто нужно понимать, что производственные циклы имеют определенный жизненный период, и нужно готовиться не только к их расцвету, но и к реальной технологической смерти. Главное, что проблему нельзя пускать на самотек, особенно тогда, когда реальным потребителем продукции является само государство. 

Гавриил Попов, президент Международного университета в Москве, доктор экономических наук, профессор, член РАЕН:

«Когда строили этот город, тоже шли на большие затраты»

- За прошедшие 20 с лишним лет проблему моногородов можно было решить уже 10 раз, а заниматься этим, прежде всего, должны были депутаты, избранные оттуда.

Большинство из моногородов у нас связано с военно-промышленными комплексами или с особыми месторождениями. Если с месторождениями, то я не вижу проблем, а если с ВПК, то людям надо находить занятие. Но сначала нужно понять, к какому типу принадлежит тот или иной моногород. Например, существуют моногорода, связанные с предприятиями, которые совершенно не имеют перспектив. В этом случае нужны очень серьезные мероприятия. Но есть и такие города, где можно легко перепрофилировать находящиеся там предприятия.

А еще есть такие моногорода, на предприятиях которых не нужно ничего перепрофилировать, а просто нужно помочь им, скажем, со сбытом, с выходом на современный уровень и т.д.

То есть в каждом конкретном случае требуется определенный подход и индивидуальный комплекс мер. А если градообразующее предприятие совершенно не имеет перспектив, то нужно либо переселять людей в другие места, либо строить новые заводы, используя платформы и все прочее.

Да, расходы будут огромными, а что делать?.. Ведь когда строили этот город, тоже шли на большие затраты.

        

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram