Аргументы Недели → live

«Если в России начали идти вперед, то и надо идти вперед!»

, 23:23

Госдума приняла законопроект, обязывающий блогеров, которых посещают более 3 тысяч пользователей в день, выполнять требования, предъявляемые к СМИ. О перипетиях принятия документа «АН» рассказывает председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов:

 

«Новаторское законодательство, аналогов которому нет нигде в мире»

 - Могу сказать, что этот закон шел очень тяжело! Ведь было очень много различных экспертных мнений против. А также были мнения юристов-экспертов, от которых шло огромное количество вопросов. Но если в России начали идти вперед, то и надо идти вперед, иначе все так и потонет в согласованиях!

Могу ответственно заявить, что мы разрабатываем новаторское законодательство, аналогов которому нет нигде в мире. Вообще, все, что касается интернета, это же новаторская тема. Это же не существовало на протяжении 100-200 лет, а, так сказать, состоялось совсем недавно. Поэтому здесь, конечно, могут возникнуть и дискуссии, и проблемы и т.п.

«Когда все будут ходить с гугл-очками»

И тем не менее надо двигаться вперед. А вот если мы будем ждать и сидеть сложа руки, ну, например, года два, то за это время интернет реально и резко изменится. А мы всё будем сидеть, думать и шлифовать формулировки. И, глядишь, пройдет еще 10 лет, когда всё вообще станет по-другому, все будут ходить с гугл-очками и с какой-нибудь смонтированной реальностью.

«Мир сейчас стремительно меняется»

Но этот закон – далеко не первая ласточка среди законов, регулирующих интернет-пространство.Первой ласточкой был закон о блокировке сайтов с вредной информацией для детей. Потом - антипиратский, после - антитеррористический и антиэкстремистские законы – о блокировке экстремистских сайтов.

Сейчас в работе находится закон о ложной информации в отношении банков. Тут, конечно, уже идет некий процесс, отражающий новую реальность, поскольку мир сейчас стремительно меняется.

«Не понимаю той волны недовольства части интернет-сообщества»

Но я не понимаю той волны недовольства части интернет-сообщества по поводу закона, приравнивающего блогеров к СМИ. Я убежден, что когда этот закон вступит в силу, то для блогеров, по сути, появится новая медийная профессия. 

Блогер - это же популярный интернет-писатель. Более того, блогер - это еще и тот, кто выкладывает популярные фотографии, делает короткие записи и т.д. То есть, блогер - это производитель хитового продукта для интернета.

А поскольку «блогер» - это медийная профессия, то он будет полноправным субъектом на рекламном рынке и частью рекламных бюджетов.

«Вот, скажем, во времена Пушкина...»

Это же вполне интересная профессия. Вот, скажем, во времена Пушкина писательство не было серьезной профессией. За что же мы любим Пушкина? Не только за его стихи, но и за то, что   он был первым профессиональным литератором.  Можно сказать, что Пушкин - первый, кто, поставил задачу зарабатывать литературой, и он зарабатывал именно этим трудом.

Ведь до этого люди не могли зарабатывать литературой, поскольку это было просто развлечение. У нас блогерство практически тоже начиналось как развлечение. Но как  правильно зарабатывать на блогерстве? Так вот сейчас это тоже будет профессией.

«Роскомнадзор видит всё!»

Что касается создания блогерами псевдообщественного мнения, то сейчас благодаря реестру блогеров, мы сразу увидим реальную картину.

Мы увидим, кто действительно блогер, у кого реально много посещений, а у кого так себе… Ведь Роскомнадзор видит и ботов, и всевозможные подделки, и фэйковые дела… Роскомнадзор видит всё!

То есть Роскомнадзор будет следить за этим реестром с тем, чтобы там не было фэйка, накрученных счетчиков и тому подобного. И, когда все это будет, мы наконец-то увидим, кто и сколько реально весит, у кого реально посещаемый сайт, у кого много оригинальных трендов, лайков и т.д.

«А вот у Лёши всего 10 посещений…»

Мы в законе это не прописали, но я думаю, что каждый месяц Роскомнадзор должен публиковать реестр самых популярных блогеров, - и это будет очень интересно! Очень важно, что это будет делать не кто-то там по заказу, а именно государство!

И сразу будут говорить, мол, вот у Васи в среднем за месяц 500 тысяч посещений, и он, конечно чемпион, а вот у Пети - 360, тоже ничего, а у Лёши всего 10 посещений… Это же так интересно!

«Правоохранителям достаточно»

Что касается разговоров о том, чтобы входить в интернет по паспортным данным, то это же совершенно не нужно. Зачем паспортные данные, когда и так все видно? Меры, которые мы проводим сейчас, вполне достаточны.

Видите, мы даже убрали положение о том, что нужно хранить контент. А ведь в первоначальной версии было прописано «хранение контента в течение полугода», но в итоге мы просто оставили факты соединений.

Зачем контент, это же не нужно, если правоохранителям достаточно просто этого хранения. Они и так все там видят.

«А копнешь - все это липа!»

Конечно, с одной стороны, интернет - это не анонимная среда, а с другой стороны, пользователи – это же обычные люди, которые не всегда хотят светиться. Но ведь они никому не нужны, и давайте не будем всех их куда-то приписывать.

Извините, но иметь 3 тысячи посещений в день, - такое, скажем прямо, бывает далеко не у многих людей. Да, бывает, что разные люди начинают рассказывать сказки о том, что у них нереальные посещения, нереальное количество фрэндов и т.п., а копнешь - все это липа и друзей крайне мало.

«…или имеет злонамеренные цели»

Что ж, как и в настоящей жизни мало знаменитых писателей, мало знаменитых певцов, так и мало блогеров, у которых огромное количество посещений. Их же отнюдь не миллионы, и это штучный товар.

Так что этот закон не касается никого из обычных людей, и никто не собирается их дергать. Это касается тех, кто в интернете делает бизнес, или делает интернет инструментом политики, или имеет злонамеренные цели.

«Все-таки подул ветер перемен»

Что ж, теперь ситуация меняется, и стало меньше такой хамской вольницы, которая была во времена «дикого интернета». Потихоньку меняется именно тренд, и все-таки подул ветер перемен.

В данном случае перемены идут в том числе и благодаря нашему комитету, созданному в сентябре 2012 года; то есть, его создание, по сути, оказалось одним из важнейших факторов, которые меняют обстановку в стране.

У нас в комитете есть люди, которые годами работают над определенными темами, интересуются всем этим, причем, работают очень активно. А в старой ситуации, когда энтузиасты были раскиданы по разным комитетам, все шло достаточно медленно…

«Но нас постоянно зовут к себе из Совета по правам человека…»

Но нас постоянно зовут к себе на заседания и на другие мероприятия из Совета по правам человека при президенте. Ну, зовут, хорошо, можно зайти и рассмотреть. Но я думаю, что у нас в целом правильная линия.

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram