«Главное, чтобы школьник умел анализировать, творчески мыслить»
19 апреля 2014, 01:11 [ «Аргументы Недели» ]
Рособрнадзор призвал школьников не покупать материалы ЕГЭ в Интернете. В ведомстве объяснили, что мошенники в Интернете представляются фамилиями глав Рособрнадзора и Минобрнауки и пытаются склонить школьников к покупке якобы настоящих материалов ЕГЭ, а «по сути, крадут деньги у детей и родителей». Вопрос: «ЕГЭ уже как-то устаканился?»
Виктор Садовничий, ректор Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова, президент Российского Союза ректоров, вице-президент РАН, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:
«Такой школьник обязательно поступит в тот вуз, в котором он хочет учиться»
- Нужно, чтобы приоритетом была учеба в школе, а не подготовка к сдаче ЕГЭ. Главное, чтобы школьник умел анализировать, творчески мыслить, доказывать, размышлять. Да, если школьник талантливый, то он сможет хорошо сдать и ЕГЭ, и любой другой экзамен. Такой школьник обязательно поступит в тот вуз, в котором он хочет учиться.
Но ведь одни ребята могут быть больше подготовлены к тому, чтобы отвечать «да» или «нет», когда им задают простые и короткие вопросы. Другие же склонны как можно глубже раскрыть один вопрос.
Что касается изменения списков вступительных экзаменов в вузах, то я думаю, что не надо этого делать в этом году, когда ЕГЭ уже на носу. По-моему, целесообразно перенести эти изменения на следующий год.
В свое время я оппонировал абсолютному введению ЕГЭ. Я считаю, что лучше глубже учить науку, чем готовиться к форме поступления.
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Миф об объективности ЕГЭ теперь полностью разрушен»
- Единый государственный экзамен меняет характер работы школы. Получается, что вместо развития личности, эта система заставляет ученика просто натаскиваться на решение тестов. В лучшем случае ЕГЭ повышает число студентов с хорошей памятью и, может быть, тех, кто очень усидчив и усердно занимается. Однако он понижает количество студентов с творческими способностями.
Да, сегодня в ЕГЭ планируется ввести устную часть. Сначала это будет иностранный язык, потом такую технологию опробуют на всех гуманитарных предметах - истории, литературе и т.д. Я думаю, что введение в ЕГЭ устной части повысит уровень знаний российских школьников.
Дело в том, что тесты формируют примитивное мышление. Если мы будем пытаться и дальше превращать Россию в грандиозное поле чудес, где нужно угадать один ответ из четырех, то мы обязательно сделаем ее страной дураков!
Нужно вернуться к традиционным технологиям, а результаты экзаменов при этом будут приниматься комиссиями с участием представителей других школ, вузов и органов управления образования. Такая практика накоплена, скажем, в отношении вузов.
По-моему, миф об объективности ЕГЭ теперь полностью разрушен. Его результаты задним числом подстраивают под результаты сдавших ребят, поэтому невозможно говорить, что ЕГЭ объективнее обычной оценки. По данным МВД, с введением ЕГЭ в штатный режим коррупция в этой сфере выросла примерно в полтора раза.
Я постоянно выступаю в учительских аудиториях, поэтому имею полное основание утверждать, что подавляющее большинство гуманитариев и вообще ориентированных на творчество преподавателей являются противниками ЕГЭ! Что касается психологической нагрузки, то при ЕГЭ она гораздо больше, чем при обычном экзамене.
Наверное, единственная задача, которую удалось реализовать с помощью ЕГЭ, – так это увеличение числа абитуриентов из провинции, поступающих в московские и питерские вузы…
Зинаида Драгункина, председатель комитета Совета федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, депутат Московской городской Думы III созыва:
«В итоге и о ЕГЭ уже заговорили как о факторе роста коррупции…»
- Уверена, что Единый госэкзамен не должен быть единственной и обязательной формой проверки знаний ни в школе, ни тем более в вузе. Однозначно должны быть другие формы, скажем, дополнительные тесты и экзамены по профильным предметам, конкурсы, олимпиады, собеседования и т.п.
Тем более что еще с 2004 года вузы начали все чаще сталкиваться со случаями завышения оценок по ЕГЭ. В итоге и о ЕГЭ уже заговорили как о факторе роста коррупции…
Аркадий Инин, писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России, профессор ВГИКа:
«Как это принимать экзамен и не видеть живого человека?»
- Я всегда был категорически против Единого госэкзамена. Лучше всего этот экзамен было бы просто отменить и забыть! Пусть в США роботов и дальше выращивают, а у нас все-таки думающие люди живут.
Утверждения о том, что ЕГЭ лучше выявляет знания, по-моему, тоже не имеют под собой никакой почвы. Как это принимать экзамен и не видеть живого человека, его волнения, его возможностей, потенциала?
Я про это говорил уже много раз, что ЕГЭ можно улучшить только за счет его отмены – не меньше.
Иван Мельников, первый зампред Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:
«…существенно отличается от западного опыта»
- А ведь внедренная Министерством образования модель Единого госэкзамена существенно отличается от западного опыта, на который так охотно любят ссылаться защитники и проповедники ЕГЭ.
Ключевая позиция западной модели – это отсутствие административного вмешательства. То есть, каждый вуз сам решает, в какой мере учитывать и учитывать ли вообще результаты единого тестирования, которое может являться только вспомогательным материалом для принятия окончательного решения о зачислении абитуриента.
Механизмы, которые предлагаем мы, расширяют права школьников и абитуриентов и облегчают задачу тем вузам, где ЕГЭ в нынешнем виде принципиально мешает отбору способных студентов. Более того, наш законопроект не идет на поводу у тех, кто продвигает мысль о том, что система образования должна воспитывать новых членов для потребительского общества.
Мы убеждены, что образование должно воспитывать человека с большой буквы, человека думающего и мыслящего.
Надежда Шайденко, заместитель председателя комитета по образованию, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО:
«Должно измениться и содержание ЕГЭ, чтобы наши дети учились действительно думать»
- Меня не интересует ЕГЭ как способ проверки знаний. Но когда вся работа учителя направлена только на то, чтобы сдать ЕГЭ, мы не формируем всестороннее мышление у ребенка. Зная какие-то даты и события, ученики не имеют общей мировоззренческой картины. Поэтому не ЕГЭ плох, а надо одновременно с ЕГЭ подсказывать педагогам новые формы образования и воспитания детей.
Я никогда не была сторонником ЕГЭ, но сегодня уже слишком много государственных денег вложено в эту систему. Так что если мы начнем ее ломать, то лучше не будет. Сегодня надо говорить не об уходе от ЕГЭ, а о его совершенствовании.
И надо сделать так, чтобы никаких лишних технических средств на экзамене у ребенка не было. Проверять очень строго, вплоть до внедрения рамок металлоискателей, видеокамер. Хотя я предложила бы систему наблюдателей — ими могут быть, например, журналисты или студенты. Должно измениться и содержание ЕГЭ, чтобы наши дети учились действительно думать.
Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала «Ералаш», заслуженный деятель искусств РФ:
«Если есть знания, то не важно, как они будут выданы»
- Должен констатировать, что, к сожалению, мы упорно идем к западной системе обучения, которая не является лучшей. А ведь персонифицированные взаимоотношения со студентами, а особенно с детьми в школе, намного ярче и полезнее тестовых систем.
Для абитуриента, обладающего потенциалом созидания, абсолютно неважно, какой будет экзамен. Если есть знания, то не важно, как они будут выданы. А тем, кому было трудно учиться и сдавать экзамены, теперь так же и при ЕГЭ…