> «Главное, чтобы школьник умел анализировать, творчески мыслить» - Аргументы Недели

//live

«Главное, чтобы школьник умел анализировать, творчески мыслить»

19 апреля 2014, 01:11 [ «Аргументы Недели» ]

Фото: msunews.ru

Рособрнадзор призвал школьников не покупать материалы ЕГЭ в Интернете. В ведомстве объяснили, что мошенники в Интернете представляются фамилиями глав Рособрнадзора и Минобрнауки и пытаются склонить школьников к покупке якобы настоящих материалов ЕГЭ, а «по сути, крадут деньги у детей и родителей». Вопрос: «ЕГЭ уже как-то устаканился?»

 

Виктор Садовничий, ректор Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова, президент Российского Союза ректоров, вице-президент РАН, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:

«Такой школьник обязательно поступит в тот вуз, в котором он хочет учиться»

- Нужно, чтобы приоритетом была учеба в школе, а не подготовка к сдаче ЕГЭ. Главное, чтобы школьник умел анализировать, творчески мыслить, доказывать, размышлять. Да, если школьник талантливый, то он сможет хорошо сдать и ЕГЭ, и любой другой экзамен. Такой школьник обязательно поступит в тот вуз, в котором он хочет учиться.

Но ведь одни ребята могут быть больше подготовлены к тому, чтобы отвечать «да» или «нет», когда им задают простые и короткие вопросы. Другие же склонны как можно глубже раскрыть один вопрос.

Что касается изменения списков вступительных экзаменов в вузах, то я думаю, что  не надо этого делать в этом году, когда ЕГЭ уже на носу. По-моему, целесообразно перенести эти изменения на следующий год.

В свое время я оппонировал абсолютному введению ЕГЭ. Я считаю, что лучше глубже учить науку, чем готовиться к форме поступления.   

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:

«Миф об объективности ЕГЭ теперь полностью разрушен»

- Единый государственный экзамен меняет характер работы школы. Получается, что вместо развития личности, эта система заставляет ученика просто натаскиваться на решение тестов. В лучшем случае ЕГЭ повышает число студентов с хорошей памятью и, может быть, тех, кто очень усидчив и усердно занимается. Однако он понижает количество студентов с творческими способностями.

Да, сегодня в ЕГЭ планируется ввести устную часть. Сначала это будет иностранный язык, потом такую технологию опробуют на всех гуманитарных предметах - истории, литературе и т.д. Я думаю, что введение в ЕГЭ устной части  повысит уровень знаний российских школьников.

Дело в том, что тесты формируют примитивное мышление. Если мы будем пытаться и дальше превращать Россию в грандиозное поле чудес, где нужно угадать один ответ из четырех, то мы обязательно сделаем ее страной дураков!

Нужно вернуться к традиционным технологиям, а результаты экзаменов при этом будут приниматься комиссиями с участием представителей других школ, вузов и органов управления образования. Такая практика накоплена, скажем, в отношении вузов.

По-моему, миф об объективности ЕГЭ теперь полностью разрушен. Его результаты задним числом подстраивают под результаты сдавших ребят, поэтому невозможно говорить, что ЕГЭ объективнее обычной оценки. По данным МВД, с введением ЕГЭ в штатный режим коррупция в этой сфере выросла примерно в полтора раза.

Я постоянно выступаю в учительских аудиториях, поэтому имею полное основание утверждать, что подавляющее большинство гуманитариев и вообще ориентированных на творчество преподавателей являются противниками ЕГЭ! Что касается психологической нагрузки, то при ЕГЭ она гораздо больше, чем при обычном экзамене.

Наверное, единственная задача, которую удалось реализовать с помощью ЕГЭ, – так это увеличение числа абитуриентов из провинции, поступающих в московские и питерские вузы…

Зинаида Драгункина, председатель комитета Совета федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, депутат Московской городской Думы III созыва:

«В итоге и о ЕГЭ уже заговорили как о факторе роста коррупции…»

- Уверена, что Единый госэкзамен не должен быть единственной и обязательной формой проверки знаний ни в школе, ни тем более в вузе. Однозначно должны быть другие формы, скажем, дополнительные тесты и экзамены по профильным предметам, конкурсы, олимпиады, собеседования и т.п.

Тем более что еще с 2004 года вузы начали все чаще сталкиваться со случаями завышения оценок по ЕГЭ. В итоге и о ЕГЭ уже заговорили как о факторе роста коррупции…

Аркадий Инин, писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России, профессор ВГИКа:

«Как это принимать экзамен и не видеть живого человека?»

- Я всегда был категорически против Единого госэкзамена. Лучше всего этот экзамен было бы просто отменить и забыть! Пусть в США роботов и дальше выращивают, а у нас все-таки думающие люди живут.

Утверждения о том, что ЕГЭ лучше выявляет знания, по-моему, тоже не имеют под собой никакой почвы. Как это принимать экзамен и не видеть живого человека, его волнения, его возможностей, потенциала?

Я про это говорил уже много раз, что ЕГЭ можно улучшить только за счет его отмены – не меньше.    

Иван Мельников, первый зампред Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова:

«…существенно отличается от западного опыта»

- А ведь внедренная Министерством образования модель Единого госэкзамена существенно отличается от западного опыта, на который так охотно любят ссылаться защитники и проповедники ЕГЭ.

Ключевая позиция западной модели – это отсутствие административного вмешательства. То есть, каждый вуз сам решает, в какой мере учитывать и учитывать ли вообще результаты единого тестирования, которое может являться только вспомогательным материалом для принятия окончательного решения о зачислении абитуриента.

Механизмы, которые предлагаем мы, расширяют права школьников и абитуриентов и облегчают задачу тем вузам, где ЕГЭ в нынешнем виде принципиально мешает отбору способных студентов. Более того, наш законопроект не идет на поводу у тех, кто продвигает мысль о том, что система образования должна воспитывать новых членов для потребительского общества.

Мы убеждены, что образование должно воспитывать человека с большой буквы, человека думающего и мыслящего.

Надежда Шайденко, заместитель председателя комитета по образованию, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО:

«Должно измениться и содержание ЕГЭ, чтобы наши дети учились действительно думать»

- Меня не интересует ЕГЭ как способ проверки знаний. Но когда вся работа учителя направлена только на то, чтобы сдать ЕГЭ, мы не формируем всестороннее мышление у ребенка. Зная какие-то даты и события, ученики не имеют общей мировоззренческой картины. Поэтому не ЕГЭ плох, а надо одновременно с ЕГЭ подсказывать педагогам новые формы образования и воспитания детей.

Я никогда не была сторонником ЕГЭ, но сегодня уже слишком много государственных денег вложено в эту систему. Так что если мы начнем ее ломать, то лучше не будет. Сегодня надо говорить не об уходе от ЕГЭ, а о его совершенствовании.  

И надо сделать так, чтобы никаких лишних технических средств на экзамене у ребенка не было. Проверять очень строго, вплоть до внедрения рамок металлоискателей, видеокамер. Хотя я предложила бы систему наблюдателей — ими могут быть, например, журналисты или студенты. Должно измениться и содержание ЕГЭ, чтобы наши дети учились действительно думать.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала «Ералаш», заслуженный деятель искусств РФ:

«Если есть знания, то не важно, как они будут выданы»

- Должен констатировать, что, к сожалению, мы упорно идем к западной системе обучения, которая не является лучшей. А ведь персонифицированные взаимоотношения со студентами, а особенно с детьми в школе, намного ярче и полезнее тестовых систем.

Для абитуриента, обладающего потенциалом созидания, абсолютно неважно, какой будет экзамен. Если есть знания, то не важно, как они будут выданы. А тем, кому было трудно учиться и сдавать экзамены, теперь так же и при ЕГЭ…  

 

 

 

 

СА


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте