«Если будут человеческие жертвы, России сложно оставаться в стороне!»
10 апреля 2014, 14:44 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Абсолютно мутный тип, сектант и банальный торчок-наркоман «и.о. президента Украины» Турчинов заявил, что власти не будут преследовать тех, кто добровольно сложит оружие и покинет административные здания в восточных областях страны. Вопрос: «Киев боится Юго-Восток?»
Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию, исполнительный директор правления фонда «Русский мир», президент Фонда «Политика», доктор исторических наук:
«У людей, которые вышли защищать свои права, абсолютно искренние ощущения»
- То, что сейчас происходит на юго-востоке Украины, конечно, достаточно предсказуемо.Это реакция русских на Украине на антиконституционный переворот и действия нелегитимной власти, которая явно начала наступать на права регионов и на права граждан этих регионов. Причем, и на политические права, и на культурные, и на экономические. Народ, естественно, отреагировал.
Что касается того, что туда стягиваются и внутренние войска, и национальная гвардия с участием боевиков незаконного вооруженного формирования «Правый сектор» и даже, возможно, американских наемников, то я думаю, что это будет просто очередной чередой ошибок центральной власти, которые снова дадут негативный результат. Ведь даже в этой ситуации они верят только в собственные пропагандистские клише о том, что идет какой-то «инспирированный из России заговор».
Но ведь совершенно ясно, что не Россия ограничивала на Украине русский язык, не Россия выключала российские телеканалы, не Россия повышала плату за коммунальные услуги, не Россия устраивала переворот в Киеве… И я полагаю, у людей Юго-востока, которые вышли защищать свои права, есть искреннее ощущение цели. И я не думаю, что какими-то силовыми действиями это можно погасить, скорее – наоборот. Можно на какой-то момент купировать, но это не решит проблему.
Что касается позиции России, то она известна. Россия считает, что путь выхода из нынешнего политического кризиса, который действительно чреват разрушением Украины как государства, возможен через федерализацию, через придание русскому языку статуса государственного и через придание Украине внеблокового статуса.
Но киевские власти на это не идут. Поэтому Россия сейчас внимательно наблюдает за этой ситуацией и, естественно, сочувствует русским и русскоязычным организациям, которые действуют на востоке Украины. И, конечно, Россия выступает за освобождение политических заключенных, число которых уже измеряется сотнями.
В общем-то, уже неоднократно говорилось, что Россия не будет вмешиваться в украинский конфликт, если там не будет серьезных жертв, которых, к сожалению, тоже исключать нельзя...
Нынешние власти Украины решают практическую задачу, но при этом, конечно, провоцируют Россию на некие действия. Потому что, да, ясно, что если на Украине начнется настоящая гражданская война, если будут человеческие жертвы, России будет очень сложно остаться в стороне!..
Сергей Михеев, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
«Киевские власти этого до сих пор не понимают»
- Если киевские власти будут игнорировать требования восточных регионов о федерализации, это не только усугубит ситуацию. Попытка силой подавить эти выступления и закрыть рот всем несогласным приведет в итоге к дальнейшему разделу Украины, к развалу и катастрофе.
Но не надо думать, что вот сейчас Киев всех напугает. Ведь прошло уже почти два месяца с момента Майдана, а подавить и урегулировать ситуацию с помощью угроз им не удалось.
Безусловно, нужен компромисс, конституционная реформа, федерализация. А если этого не будет, то может начаться гражданская война, которая может привести к реальному расколу Украины. Причем, это будет раскол не на две части, а на три, четыре или даже больше…
Но у меня сложилось впечатление, что киевские власти этого до сих пор не понимают. Честно говоря, мне очень трудно понять, на что же они рассчитывают! Может быть, и на самом деле речь уже идет о том, что дальнейшая дестабилизация выгодна США... Ведь Америка понимает, что силовое подавление приведет только к дальнейшему обострению ситуации, и тем не менее толкает киевские власти к силовому подавлению.
По-моему, из Донецка прозвучал очередной и, может, даже последний «предупредительный звонок». В случае же силовых действий со стороны киевской власти Россия не останется в стороне...
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций, ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры:
«А ведь у Киева осталось очень мало времени…»
- Что касается подавления протестных выступлений на юго-востоке Украины, то все вопросы, по-моему, будут решаться национальной гвардией. Ну, еще, может быть, представителями МВД из западных регионов и некоторым количеством наемников.
Но я не думаю, что такого количества силовиков может хватить для постоянного контроля администраций, расположенных на основных территориях Юго-Востока.
По сути, сейчас на юго-востоке Украины разворачивается такая же ситуация, которая была в Киеве на Майдане; то есть, можно сказать, что там всё теперь практически полностью повторяется.
Так что Киев сегодня находится в сложном положении. С одной стороны, киевские власти не хотят аналогий в информационном плане, с другой - не обладают собственными силами для того, чтобы быстро решить эту проблему. А ведь у Киева осталось очень мало времени, не более трех-четырех недель.
Так что в любом случае надо будет договариваться, потому что в мае уже грядут выборы. А ведь граждане Украины вот-вот получат апрельские счета с повышенной платой за ЖКХ, с ликвидацией перекрестного субсидирования и отменой льгот...
Михаил Ремизов, президент Института Национальной стратегии:
«Я бы Киеву вообще не доверял…»
- Думаю, что на референдумах в Донецке, Харькове, Луганске, Одессе люди вполне могли бы проголосовать за большую самостоятельность. Скажем, далеко не все одесситы хотят присоединения к России, но большинство населения симпатизируют модели некоей Одесской автономии. Это же и касается Донбасса…
То есть, существует альтернативная идея этому агрессивному тоталитарному украинству, насаждаемому из Киева и Галиции. Но референдумы контролируют те, кто их проводит, и я бы Киеву вообще не доверял…
Что касается причин протестов на юго-востоке Украины… Собственно, для Юго-Востока эта революция была абсолютно чужой, поскольку выстроена вокруг галицийской модели украинской идентичности, с точки зрения которой все русское, русскоязычное население Украины – это граждане второго сорта, и они должны быть объектом ограничения в правах, скажем, так же, как в прибалтийских республиках.
Но те люди, которые вышли на улицы и стали захватывать здания госадминистраций, инициировали национально-освободительную борьбу русского народа на юго-востоке Украины.
После того как Юго-Восток стал буквально просыпаться, стали более слышны аргументы о федерализации, - и переговорная позиция России, конечно, усилилась. Но, с другой стороны, Россия в этой ситуации почему-то не защищает своих. Вот в Харькове арестовано несколько десятков пророссийских активистов, и, судя по всему, их ждут уголовные дела и серьезные тюремные сроки…
Мы должны на всех переговорах очень жестко ставить вопрос о недопустимости уголовного преследования. Одной из самых важных тем диалога должна стать не только стратегическая идея о федерализации, но и судьба тех людей, кто начал это национально-освободительное движение.
У нас теперь нет другого пути, кроме как быть сильным и самостоятельным государством. Мы можем либо быть сильной и самостоятельной страной, либо не быть вовсе… Нас не простят, если мы пойдем по пути уступок. Мы уже слишком далеко зашли в реализации своего суверенитета.