«Прохоров ничего не произвел, а все свои активы имеет за счет той приватизации»
7 апреля 2014, 17:31 [ «Аргументы Недели» ]
Предприниматель Михаил Прохоров отказался от мечты о «Ё-мобиле», поскольку «реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно». Специально для «АН» на вопрос «Прохоров – это выдающийся деятель нашей эпохи?» отвечают…
Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко», депутат Госдумы II и III созывов:
«Один из самых крупных выгодоприобретателей олигархического режима России»
- Это была заведомо нереалистичная идея. Я предлагаю ему также отказаться от проекта «ё-партии» под названием «Гражданская платформа» потому, что с ней будет то же самое, что и с «ё-мобилем».
Прохоров – это не выдающийся деятель, а знаковый человек, который является одним из самых крупных выгодоприобретателей олигархического режима России и его символом.
Сам Прохоров ничего не произвел, а все свои активы имеет за счет той приватизации, которая проводилась в 90-е гг., и за счет лояльности в нулевые годы. Он показывает, что и сейчас олигархи могут очень хорошо жить, увеличивать и сохранять свои миллиарды, если они лояльны власти.
Прохоров – это плоть от плоти олигархической системы и один из самых ее мощных символов, а так же гарантов, потому что выполняет функции, необходимые для сохранения этой системы.
Считаю, что своим отказом от «Ё-мобиля» Прохоров показал, что олицетворяемая им система, не может ничего производить. Эта система существует только за счет проедания национальных ресурсов. И именно в этом смысле очень символичен его отказ от проекта «Ё-мобиль».
Александр Лебедев, депутат Слободской районной Думы Кировской области, председатель совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация»:
«Что же это за ноу-хау за такие деньги?»
- Только хотел написать в твиттере: «Вот и всё. Теперь всё стало на свои места»… У меня никогда не было никаких сомнений в том, что так оно и кончится. Почему – по совокупности анализа проблемы, путей решения, участников проекта и т.п.
Все-таки большинство участников нашего рынка, предпринимателей уже давно на рынке - и в сельском хозяйстве, и в металлургии, в строительстве, в промышленности. Условно говоря, есть Полонский – и все мы сразу все понимаем.
И в этом смысле можно очень четко представить, есть успех у того или иного проекта или нет. Тем более у того участника рынка, кто никогда не делал ничего в другой отрасли и хочет сделать что-то сложное буквально с нуля.
С самого начала мне казалось, что этот проект попахивает очковтирательством. Ходили какие-то кулибины, размахивали сложными экспертизами в тысячу страниц, которые они написали за деньги…
Я не очень понимаю: они теперь говорят, что мы наработали много ноу-хау и потратили много сотен миллионов евро. Что же это за ноу-хау за такие деньги? Разве они собирались запустить человека на Марс?
Я не верю в то, что можно было потратить сотни миллионов евро. А ведь это заявление представителей Прохорова! Если они «зарыли» эти деньги на строймонтаж цехов и корпусов, которые теперь никому не нужны, тогда понятно.
А если они отдают в правительство, в Минпром и в какой-то профильный институт некое ноу-хау и какие-то исследования и разработки, которые не отдали на Запад, «чтобы не усилить его», то это может вызвать только смех...
Мартин Шаккум, первый зампред комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, доктор экономических наук, кандидат психологических наук:
«Взять тот же многострадальный биатлон…»
- На мой взгляд, легенда о выдающихся менеджерских качествах Прохорова сильно преувеличена. Взять тот же многострадальный биатлон: наша женская сборная была просто убита! Сегодня ведущую роль в подготовке команды играет не столько тренеры, сколько менеджеры.
Роль Прохорова-менеджера в подготовке команды по биатлону являлась ведущей, и он ее не выполнил. На протяжении двух последних лет там были постоянные шараханья из стороны в сторону, смена менеджмента и т.п.
Производственные проекты, то есть созидание, когда что-то надо реально сделать, - это не сильный конек всех этих предпринимателей, чьи активы сложились на первой волне приватизации.
Вот если бы что-то надо было обанкротить, все эти дружественные и недружественные поглощения – это у них получается гораздо лучше…
Скорее всего, на проект «Ё-мобиль» потребовались дополнительные затраты, которые Михаил Дмитриевич не просчитал. Уверен, что подобные высокотехнологичные проекты нуждаются пусть в небольшой, но все же государственной поддержке. К тому же нужно уметь очень хорошо считать, когда берешься за подобные глобальные начинания.
А вот в Западной Европе аналогичный проект получается. Вообще-то в таких проектах, особенно в России, нужно применять государственно-частное партнерство, ведь это принципиально важный проект.
Я не вижу, чтобы сегодня на этом рынке у нас что-то принципиально изменилось, так что не надо говорить о какой-то «новой ситуации» и пенять на зеркало.
Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель правления Института современного развития:
«Ему бы по-настоящему поддержать свою сестру…»
- Видимо, сейчас затраты таковы, что Прохорову просто не до этого. Ему бы по-настоящему поддержать свою сестру, поскольку все идет к тому, что скоро дело будет сильно пахнуть керосином.
Прохоров пока не выдающийся, а видный общественный и политический деятель, а также бизнесмен. А насчет «выдающегося» - так это ему еще надо доказать…
Эдуард Лимонов, писатель, лидер партии «Другая Россия»:
«И вообще Прохоров надоел!»
- А кто такой Прохоров вообще!? Ну, отказался – и отказался. И вообще он надоел. У меня не вызывает энтузиазма ни Прохоров, ни «ё-мобиль», ни его зануда-сестра со своей «Гражданской платформой».