Аргументы Недели → live

«Нет ничего плохого в том, чтобы получать зарплату за свой воинский труд»

, 23:59

Начался весенний призыв на военную службу в Вооруженные силы России. В этой связи министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в ближайшей перспективе количество призывников будет уменьшаться, их будут заменять контрактниками. Вопрос: «Год служить – армию крепить?»

 

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием:

«Оптимальным сочетанием все-таки будет контрактная и призывная армия»

- Что касается годичного срока службы, то, думаю, что для солдата-срочника его вполне достаточно. То есть, достаточно для того чтобы овладеть воинской специальностью, тем более учитывая, что сегодня он уже не отвлекается на некие побочные посторонние хозяйственные работы.

Сегодня боец занимается только боевой и физической подготовкой, особенно если мы говорим, например, про специальность мотострелка или подобную несложную воинскую профессию.

Что касается призыва, то он является элементом мобилизационной готовности Вооруженных сил страны. Поэтому в ближайшее время призыв у нас, естественно, отменяться не будет и сохранится смешанная система комплектования армии.

Вместе с тем надо отметить, что в армии растет доля контрактников и к 2016 году она составит 425 тысяч на 1 млн. военнослужащих, что будет очень хорошо.

Что касается того, чтобы сделать всю армию контрактной, то у нас для этого не хватает средств. Полностью контрактная армия – это достаточно дорогое удовольствие. Ведь контрактники получают совершенно другую зарплату, плюс, для них еще нужен финансово емкий социальный пакет.

Именно по этой причине оптимальным сочетанием все-таки будет контрактная и призывная армия. И нам нельзя отказываться от мобилизационного ресурса.

Нет ничего плохого в том, чтобы получать зарплату за свой воинский труд. Но для нашей страны оптимальным вариантом является смешанный принцип комплектования армии. Сегодня у нас армия численностью в 1 миллион военнослужащих, а вдруг в случае войны ее понадобится увеличить?

Сделать это будет возможно только за счет мобилизационного ресурса, который создается, прежде всего, за счет тех, кто проходит срочную военную службу.          

Владимир Дворкин, главный научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), генерал-майор, профессор:

«Правда, таковых осталось уже немного...»

- По-моему, у нас что-то затягивается переход на контрактную армию. А ведь в вооруженных силах еще имеется квалифицированный офицерский состав, который знает, что и как нужно делать. Правда, таковых осталось уже немного...

Нужно как можно быстрее передавать опыт, поскольку у нас в армии на младших офицерских должностях имеется огромный некомплект кадровых офицеров. В некоторых родах войск эта цифра доходит до 60 процентов, и первичные офицерских должности занимают двухгодичники. Не думаю, что это именно тот профессиональный состав, который может создать боеспособную армию.

На мой взгляд, в качестве некоего промежуточного этапа до перевода наших ВС на контрактную основу нужно проводить призыв один раз в год - осенью.

В этом случае повысится квалификация призывного контингента. Ведь те же выпускники школ, которые не попали в вузы, тоже пойдут служить. Кроме того, резко снизятся условия для возникновения дедовщины, потому что военнослужащие разных поколений не будут соприкасаться друг с другом.

Но вместе с этим необходимо обязательно вводить контрактный сержантский состав, потому что именно он является одной из основ любых боеспособных вооруженных сил.

Примечательно, что в любой стране мира, даже в армиях, где есть призыв, сержантский состав комплектуется только по контракту. Это, кстати, не очень обременительно в финансовом отношении - примерно 2,5 процента от тех средств, которые выделяются на все вооруженные силы.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник запаса:

«Совсем отказываться от призыва никак нельзя»

- Думаю, что в данный момент для существующей армии один год является оптимальным сроком. А вот соотношение призывного контингента и контрактников, конечно, может меняться.
Ведь в каждом роде войск это соотношение различно. Взять подводный флот: там тех ребят, кто служит по призыву - просто единицы. Что ж, это объективно.

А вот совсем отказываться от призыва никак нельзя. Если не будет призыва, то у нас не будет ребят, которые прошли хотя бы минимальную военную подготовку.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, член-корреспондент Академии военных наук, член Общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ:

«Армия должна иметь толковый сержантский состав»

- Думаю, что смысл призывной армии заключается в том, чтобы страна постоянно имела значительный контингент подготовленных резервистов, который обеспечивает быстрое и значительное увеличение численности личного состава в случае масштабной внешней агрессии. А вот за счёт «наемников» (контрактников) не может быть сформирован достаточный резерв.

Так что нужно готовить сержантов, причем, по аналогии с офицерами, такая подготовка должна быть многоступенчатой. То есть, учебные центры и школы должны давать некое среднее солдатское военное образование, и уже на военных факультетах при училищах, институтах и при военных академиях сержанты должны получать так называемое высшее сержантское образование.

Что касается зарплат, то должностные оклады сержантов должны быть сравнимы с должностными окладами офицеров соответствующего звена.

Армия должна иметь толковый сержантский состав, поскольку без него ее просто захлестнет дедовщина. Проблема дедовщины не может быть устранена без решения проблемы сержантского состава. Именно сержант должен полностью снимать с офицера заботу о воспитании солдат и оставлять ему решать чисто профессиональные, военные вопросы.

К сожалению, в российской армии сержант – это пока тот же солдат, который не имеет ни реальных властных полномочий, ни опыта, ни, следовательно, авторитета. Вот и получается, что офицер не имеет никакой опоры в подразделении.  

Именно появление института сержанта способно резко снизить уровень неуставных отношений при полной поддержке со стороны офицеров.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок и анализа:

«За один год никакого качества личного состава обеспечить просто нереально!»

- Нас пытаются убедить, что России не по карману контрактная армия. Но, по-моему, нам не по карману такая армия, в которой постоянный недобор доходит до 250-300 тысяч человек! А ведь численность нашей армии не доходит до миллиона.  

Современное оружие нельзя освоить не то, что за полгода, – тут и года будет мало. То есть, в той армии, которая набирается по призыву на один год, никакого качества личного состава обеспечить просто нереально!

Такие призывники не умеют пользоваться современными информационными системами, они просто не понимают, что это такое! Всему этому надо долго учить, причем учить тех, кто предрасположен к учебе.  

С другой стороны, у нас сегодня действительно идет разумная подготовка контрактников. Теперь есть такие волонтерские пункты, где привлекают на службу в вооруженных силах, рекламируют ее и набирают в армию. То есть, сегодня этим занимается уже не военкомат, а отдельные пункты.

И контрактники уже набираются не через Главное управление кадров, а через Главное оперативно-мобилизационное управление. Каждый человек, который решил пойти служить в армию по контракту, обязательно должен пройти срочную службу, поработать на «гражданке», потом собрать определенные рекомендации и пройти медицинскую комиссию. 

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, член президиума Общественного совета при Минобороны РФ:

«Страна вступила в период так называемой демографической ямы»

- Страна вступила в период так называемой демографической ямы. То есть, призывного возраста достигло то малочисленное поколение, которое родилось в период национальной катастрофы 90-х годов прошлого века.

Масса молодых людей из корневых российских регионов имеют слабое здоровье, плохую физическую форму и не очень-то горят желанием служить.

Если позволит военно-политическая обстановка, то можно провести сокращение армии до 700 тысячи даже до 600 тысяч человек. В целом можно пойти на риск расформирования шести–восьми боевых бригад, главным образом, естественно, в Сухопутных войсках.

В свою очередь, это позволит значительно сэкономить на боевой подготовке и содержании войск и вместе с тем сохранить или даже повысить обеспеченность финансовыми ресурсами оставшиеся части.

Виктор Алкснис, депутат Госдумы III и IV созывов, полковник в отставке:

«Мужчина обязательно должен пройти военную службу»

- Уверен, когда у наших молодых людей появится гордость за свою страну и за свою армию, тогда будет и мотивация служить в ней. Прежде всего, нужно, чтобы молодому человеку было интересно отдавать свой воинский долг, чтобы он приобретал в армии некие полезные навыки, мужал, становился настоящим мужчиной.

Но призывник должен еще в школе изучать военное дело с тем, чтобы уже к 10 классу приобрести определенные навыки военной службы. Я убежден, что любой гражданин Российской Федерации, мужчина, обязательно должен пройти военную службу. Взрослую жизнь надо начинать со службы в армии.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram