«Воссоединение Крыма с Россией - это, конечно, праздник!»
17 марта 2014, 00:16 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Когда советская армия освобождала мир от фашистской чумы, предки Барака Обамы сбивали с деревьев кокосы и радовались буквально как дети, когда им удавалось это сделать. Вопрос: «Стоит ли наградить Обаму за то, что он с подельниками затеял на Украине - и в итоге Крым воссоединился с Россией?»
Наталия Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, доктор исторических наук:
«В юго-восточных областях Украины на русском языке не просто говорят – там думают по-русски!»
- Это очень остроумно и соответствует действительности! Недавно я участвовала в дебатах на британском телевизионном новостном канале «Би-би-си» и сказала им: «Вы передавили. Необузданные амбиции всегда приводят к тому, что теряешь больше, чем даже можно было иметь сначала. Вот если бы Гитлер удовлетворился Мюнхеном, разделом Чехословакии и аншлюсом Австрии, то Запад все это бы практически признал. Но когда он провозгласил границу по Волге, ну, тогда русский солдат и вошел в Берлин».
Если бы они не стремились превратить это действительно протестное настроение на Майдане, которое было еще в ноябре, в настоящий радикальный слом всей ориентации Украины, то, может быть, ничего этого сегодня бы и не было. Так что Барак Обама теперь может быть неким Героем Крыма. Я шучу: Антигероем Крыма. Потому что именно необузданность амбиций и привела к такому сотрясению, которое принесло такие непредсказуемые для них последствия.
Да, с одной стороны, воссоединение Крыма с Россией - это, конечно, праздник. Но - со слезами на глазах, потому что, сами понимаете, какой раскол сейчас существует на Украине. Мы, русские, всегда воспринимали Украину как своих братьев. Это действительно так, это наши братья. Но вот та злоба, тот чудовищный кризис и та враждебная идеологическая обстановка – все это, конечно, не может не удручать.
Думаю, что теперь наступает тяжелый период. Не мы создавали эту ситуацию с Крымом, и я думаю, что, скажем, еще в сентябре никто даже и предположить не мог, что ситуация будет таковой. Хотя Крым действительно был передан с нарушениями и никогда не имел ничего общего с украинской историей. А Севастополь - это вообще русский город.
Еще в начале 90-х годов я боролась за это, выступала на различных трибунах (в том числе и с грузовиков), участвовала в работе Комиссии Верховного Совета по установлению статуса города Севастополь.
Но при нашем тогдашнем руководстве, которое было полностью повязано и с Западом, и с внутренней сугубо прозападной радикальной идейной группировкой (вспомните ту же Боннэр!) иного и быть не могло. И тогда мы стали исходить из того, что если Украина останется дружественным и нейтральным государством, то с этим можно будет смириться.
Но, поскольку уже с февраля месяца стало ясно, что совершенно очевидна перспектива абсолютно враждебной киевской власти с быстрым втягиванием Украины не только в ЕС, но прежде всего в НАТО, то что же нам оставалось делать? Поэтому, с одной стороны, реализуются мои мечты, моя борьба, с другой стороны, у меня слезы. Потому что могилы моих предков находятся в Чернигове...
Что касается юго-востока Украины - Донецка, Харькова и т.д., то все зависит от того, как решат сами жители, как они там будут себя чувствовать. Пока там нет такой самоорганизации и четкости представлений о том, что для них лучше.
Конечно, их не устраивает перспектива полного отрыва от России. Но многие, наверное, думают, что, может быть, само рассосется, что как-то их мнение учтут в единой Украине и т.д. Все понимают, насколько сложно все это, и какими могут быть последствия.
А вот в Крыму подавляющее большинство настроено настолько однозначно, что достаточно было только приоткрыть это окошко. По сути, там ничего не нужно было готовить, и все было совершенно естественно. В восточных же регионах, насколько я знаю, все пока более аморфно. Поэтому только будущее все и покажет.
Конечно, для них совершенно неприемлемо не говорить на русском языке и не получать на нем образование. В юго-восточных областях Украины на нем не просто говорят, они думают по-русски, то есть себя сами определяют как личность! Так что это не просто подавление политических и гражданских прав, а уже подавление прав личности оставаться самим собой, а с этим они никогда не смирятся!
Но это поняли и в Киеве, поскольку начали сдавать назад. Правда, дело не только в этом. Думаю, всем ясно видна перспектива втягивания Украины в НАТО. Я думаю, не нужно объяснять, что такое для востока Украины быть во враждебном России военно-политическом блоке. Но я считаю, чем больше Запад сейчас давит (особенно Америка, которая давит и на ЕС с тем, чтобы получить максимум и осуществить мечту, в которую они вложили огромные средства – втянуть Украину в НАТО с ее стратегическим положением), тем больше они радикализируют протест против этого на востоке Украины.
И все-таки только сами люди там должны как-то ощутить и осознать всю реальность, которая неизбежно грядет. А вот если они это ощутят сами, тогда уже можно будет говорить о том, что из всего этого получится.
Николай Расторгуев, певец, лидер музыкальной группы «Любэ», народный артист России:
«Только по историческому недоразумению Крым попал на территорию Украины»
- У меня просто отличное отношение к тому, что Крым воссоединился с Россией! Крым всегда был территорией России и только по историческому недоразумению попал на территорию Украины.
Сейчас как раз восстанавливается и торжествует историческая справедливость. Думаю, что это будет хорошим праздником для всех граждан нашей страны.
Александр Проханов, писатель:
«Крым воссоединился с Россией - у нашей страны будет новая общая судьба!»
- Знаете, я не прекращаю говорить о том, что моя душа сейчас ликует! Да, я ликую, когда сейчас думаю про воссоединение Крыма с Россией, в том числе и потому, что мое детство, как и детство многих наших людей, связано именно с Крымом!
Теперь, после референдума, когда Крым воссоединился с Россией, у нашей страны будет новая общая судьба, новые задачи и трудности.
Теперь наша духовная сущность должна быть организована и выстроена именно в интересах грядущих побед.
Поэтому мы должны консолидироваться вокруг нашего лидера, который, вне всякого сомнения, стал крупнейшим мировым политиком. Ведь нам придется отбиваться от свирепых информационных и иных атак...