«Во время так называемой оккупации не раздалось ни единого выстрела!»
7 марта 2014, 21:02 [ «Аргументы Недели» ]
Власти Латвии намерены с 1 сентября 2018 года перевести все государственные школы нацменьшинств на латышский язык. Это вызвало волну возмущения у проживающей здесь русскоязычной общины, которая составляет порядка 40 процентов населения страны. Правозащитники объявили о начале акций протеста против принудительной языковой ассимиляции детей. Вопрос: «А вообще законны ли претензии Прибалтики к России?»
Виктор Алкснис, депутат Госдумы III-IV созывов, полковник запаса:
«Советские войска встречались духовыми оркестрами латвийско-эстонско-литовской армии»
- Никаких законных оснований для предъявления претензий со стороны прибалтийских стран нет. Все, что происходило 70 с лишним лет назад, - это нормальный политический процесс, который идет на протяжении столетий, и прибалтам в первую очередь надо жаловаться самим на себя.
Достоверно известно, что входившие на территорию Прибалтики в июне 1940 года советские войска встречались духовыми оркестрами латвийско-эстонско-литовской армии, а воинские части этих республик в приветствии выстраивались вдоль дорог. Сотни тысяч встречающих выходили с цветами к танкам Красной армии. И, что самое примечательное, - во время так называемой оккупации не раздалось ни единого выстрела! Но разве во время оккупации так может быть?
Я понимаю, что нынешних «борцов за независимость» в Прибалтике бесит то, что тогда все было именно так, и они пытаются свалить все с больной головы на здоровую. Всему этому есть довольно простое объяснение. В тот момент народы прибалтийских стран оказались перед выбором: либо действительно попасть под гитлеровскую оккупацию, либо войти в состав Советского Союза, чтобы ее избежать. И тогда все, в том числе и политические элиты этих стран, приняли для себя решение войти в состав СССР, зная, что Советский Союз и Германия подписали пакт Молотова и Риббентропа, и надеясь, что войны между ними не будет.
Тем самым прибалты просто спасали себя. В тех условиях это был исторический выбор прибалтийских народов.
Наталия Нарочницкая, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы:
«Сталина ненавидят за восстановление территории исторического российского государства»
- Нет, не законны. Но очень понятен весь исторический контекст и поведение других держав. Скажем, во время заключения пакта Молотова-Риббентропа те же западные державы, которые что-то там пытаются говорить, отнеслись к нему как к совершенно обычному, нормальному, правомерному и ничем не выделяющемуся из ряда дипломатических шагов документу, которые известны истории. Тем более они сами готовили и вели сепаратные переговоры с Герингом.
Для меня, как историка, совершенно ясно, что на Западе Сталина ненавидят вовсе не за репрессии, в которых он был не первым и не единственным (Робеспьера и Кромвеля не осуждают, но там на душу населения репрессированных было куда больше), а за восстановления территории исторического российского государства - как сказал Пушкин, «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», а также за Ялту и Потсдам. Эти итоги и не дают им покоя.
Лембит Ульфсак, актер Эстонского драматического театра:
«Правда, часть людей убежали в леса…»
- Лично у меня никаких претензий нет, но я не могу ответить за всех. Я был бы рад, если бы у моих российских друзей тоже не было бы претензий.
А ведь раньше как было: дали тебе приказ – и пошел. Правда, часть людей убежали в леса… Но бесконечное повторение всех этих вопросов сейчас начинает мне немного надоедать.
Народ всегда говорит политикам, что надо успокоиться, но ведь у них слишком близко расположена «кнопка». Лучше бы нам не воевать, а выбирать нормальных руководителей.
Валерий Комаров, правозащитник:
«Мы готовы защищать своих детей»
- Уверен, что родители сами должны выбирать тот язык, на котором преподают в школе их детям. Мы хотим, чтобы языковые пропорции были полностью отменены в основной школе и готовы защищать своих детей.
Нас не устраивает, чтобы отменили реформу, которую планируют проводить с этого года и к 2018 году завершить полной переменой языка в русских школах на латышский.