«У менеджеров очень и очень ответственная работа?»
13 февраля 2014, 23:59 [ «Аргументы Недели» ]
Правительство РФ одобрило новый Кодекс корпоративного управления. Например, предлагается в качестве «золотого парашюта» выплачивать два фиксированных годовых вознаграждения. Так же в Кодексе содержатся разделы о защите дивидендных прав акционеров. Поскольку этот документ носят рекомендательный характер, премьер Дмитрий Медведев предложил компаниям с госучастием «продемонстрировать пример добровольного использования положений Кодекса». Вопрос: «По сути, это Кодекс чести?»
Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор:
«Получает больше, чем глава нашего государства»
- Знаете, в некоторых наших госкорпорациях руководитель департамента (то есть, менеджер средней руки) получает больше, чем глава нашего государства. И все это потому, что у менеджеров очень и очень ответственная работа?
Что сделала корпорация «Роснано»? Фактически ничего! А сколько денег государство выделяло «Роснано»? 130 миллиардов рублей. А ведь это больше, чем государство выделяло за два года на финансирование РАН, в которой свыше 400 институтов!
Вот сотрудники госкорпорации «на законных основаниях» что-то и делают с государственным имуществом и средствами. На них не распространяются требования и ограничения, которые обязательны для госслужащих. Они могут заключать контракты на оказание услуг госкорпорациям со всей своей родней и по-царски платить им, поскольку там все «законно».
И у Счетной палаты нет права контроля за использованием средств, перечисленных из бюджета, а у прокуратуры нет оснований для прокурорского реагирования…
Госкорпорация - это юридический фантом, некая юридическая конструкция, выпадающая из законодательства.
Сергей Борисов, зампред Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:
«На определенном этапе госкорпорации нужны для того, чтобы остановиться»
- Давно доказано, что частная инициатива в экономике гораздо эффективнее, чем госучастие. Вот и у нас определенная часть госкоропораций превратилась просто в крайне неэффективную экономику, что очень часто бывает в случае участия государства в подобных проектах.
Но на определенном этапе госкорпорации, наверное, нужны для того чтобы остановиться и сделать ревизию всего государственного имущества и всех госструктур. А после этого возможен некий поворот в сторону приватизации или какого-то специального эффективного госуправления…
Валерий Драганов, президент «Автотор-холдинга», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Государственного таможенного комитета России (1998-1999 гг.), депутат Госдумы III-V созывов, доктор экономических наук:
«Надо исходить из здравого смысла, бизнес- и корпоративной этики»
- Выплаты огромных бонусов могут быть ненормальным в том случае, если госкорпорация еще не создала никакого продукта, а только начинает развиваться.
Кстати, в России вряд ли найдется 10-15 компаний со стопроцентным частным капиталом, которые могут себе позволить такие баснословные выплаты, о которых не раз упоминалось в прессе.
Но, как и в любой бизнес-структуре, в госкорпорации должны платить только за рост. Учитывая, что состав топ-менеджеров в госкорпорациях часто насчитывает не один десяток человек, выходное пособие выливается во внушительные суммы. Поэтому надо исходить из здравого смысла, бизнес- и корпоративной этики.
Ирина Рукина, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор, начальник отдела социально-экономического развития регионов России ИРЭИ, член Координационного совета, начальник Департамента международного сотрудничества Комитета по борьбе с коррупцией:
«…уходя по “черным” схемам»
- Мы можем только посчитать, какие гигантские доходы получают люди от использования государственных ресурсов. Самая большая коррупция на сегодня именно в крупных госкорпорациях.
То есть в структурах, которые заказывают большое количество различных товаров и услуг через систему государственного заказа и госпоставок. Объем ежегодного государственного заказа составляет у нас порядка 13 триллионов рублей, плюс госкорпорации - еще 7 миллионов. Причем 40 процентов из всего этого остается в тени, уходя по «черным» схемам…
Тельман Гдлян, бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР:
«Налогоплательщик - платит, а руководство госструктур - делит»
- А ведь эти самые госкорпорации по существу сидят на госдотациях, то есть средства им идут из кармана государства, а точнее – из нашего с вами! Стало быть, налогоплательщик платит, а руководство госструктур делит – кому и сколько.
Но никакого четкого закона, о том, кому и сколько положено, к сожалению, до последнего времени не было. Здесь, скорее, вопрос нравственного порядка, касающегося людей, выписывающим себе и своим дружкам такие бонусы.
Юрий Кобаладзе, управляющий директор по корпоративным отношениям компании X5 Retail Group N.V.:
«Надо исходить из конкретных заслуг каждого человека»
- Надо исходить из конкретных заслуг каждого человека. Кому-то бонусы надо уменьшить, а кому-то и увеличивать. Все любят бонусы, но они должны выплачиваться за постоянные и выдающиеся результаты.
Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук:
«Это было очень правильно»
- Если это госкорпорация или корпорация с доминирующим пакетом государства, то зарплата там не может быть больше, чем у министра.
Кстати, во времена кризиса 2008 года очень многие частные корпорации установили себе нулевые бонусы. Я считаю, что это было очень правильно.
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, доктор экономических наук, членкор РАН:
«Но в результате нашего “особого” пути развития…»
- Одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире «Эйрбас» - это же самая натуральная госкорпорация! Но с такими гигантами могут бороться только гиганты. Что ж, нам оставалось либо похоронить обрабатывающую промышленность, либо создать своих «монстров».
Но проблема в том, что наши госкорпорации получили слишком много прав, а над ними не оказалось почти никакого контроля.
А ведь в СССР существовали очень качественные высокотехнологичные отрасли, которые при определенных усилиях могли бы успешно конкурировать на мировом рынке.
Но в результате нашего «особого» пути развития распались крупные отраслевые объединения, в то время как во всем остальном мире возрастала концентрация и производства, и капитала.