«Мы сделали учебник истории (вернее, нам его сделали)…»
17 января 2014, 13:24 [ «Аргументы Недели» ]
Президент России Владимир Путин обсудил единую концепцию отечественной истории с разработчиками новой концепции преподавания и призвал избавиться от идеологического мусора в учебниках истории. Вопрос: «Не выйдет ли какой-либо истории с новыми учебниками по истории?»
Дмитрий Язов, маршал Советского Союза, бывший министр обороны СССР (1987-1991 гг.):
«Сейчас все мы, вспоминая прошлое нашей страны, гордимся им!»
- Мы сделали учебник истории (вернее, нам его сделали), где такой величайший полководец, как Жуков, даже не упоминается!.. А ведь именно наше поколение добилось таких вершин! Музыка и спорт, космос и строительство, БАМ и Победа… Ведь сейчас все мы, вспоминая прошлое нашей страны, гордимся им!
Если говорить только о человеческих потерях, то Великая Октябрьская социалистическая революция не сравнима ни с какими из них! Поэтому мы должны чтить память и «красных», и «белых»…
Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию, исполнительный директор правления фонда «Русский мир», президент Фонда «Политика», доктор исторических наук:
«Когда я читал учебники, по которым учились три моих сына…»
- Кто-то из писателей сказал: «Когда я хочу прочесть хорошую книгу, я сижу и пишу ее». По определению любой текст, написанный человеком, все равно будет субъективным. Что касается объективности истории, то, хотя я и являюсь доктором исторических наук, но, откровенно говоря, не знаю никаких объективных исторических данных и никогда не читал объективных исторических книг.
Все книги написаны людьми, а они всегда субъективны. В истории есть много научного, но ее нельзя считать точной наукой. На Западе история вообще входит в понятие искусства, а у нас это все-таки наука.
Что касается содержания, то когда я читал учебники, по которым учились три моих сына, то мог сказать только одно: они просто безобразны! Даже часто возникало желание сесть и самому что-нибудь написать, тем более что в жизни, к сожалению, я не прочитал ничего объективного...
Алексей Власов, руководитель Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ им М.В.Ломоносова:
«... превращают историю в некоторую сумму фактов»
- Сейчас идеология ушла из наших учебников, а ведь еще в 90-е годы присутствовала некая интерпретация исторических событий…
Сегодня в связи с переходом на единый государственный экзамен учебники превращают историю в некоторую сумму фактов, которые школьник, абитуриент, будущий студент должен просто выучить…
Александр Проханов, писатель:
«Поставим историю России впереди всей мировой истории…»
- Всех фактов не учесть, и они всегда подвергаются трактовкам. Трактовки как раз и являются надстройкой над фактами. Берестяные грамоты еще ничего не говорят о сущности Русской новгородской цивилизации. Но если мы скажем, что берестяные грамоты были раньше шумерских клинописных дощечек, то этим самым поставим историю России впереди всей мировой истории.
Наталия Нарочницкая, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы, депутат Госдумы IVсозыва, доктор исторических наук:
«Все равно мы - варвары, а Запад - хороший!»
- История опирается, прежде всего, на факты и документы, а вот ее интерпретация всегда зависит от того мировоззрения, через которое пропускается исторический факт.
История и философия – это, можно сказать, питомники человеческих идеалов и создателей некой мировоззренческой рамы, основы. Во всем мире государства следят за этим потому, что люди воспринимают всё на уровне мировоззренческих аксиом, а не документов.
Бесполезно доказывать, что Иван Грозный за 30 лет царствования загубил людей в 10 раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь. Все равно мы - варвары, а Запад - хороший!
Для меня, как историка, совершенно ясно, что на Западе Сталина ненавидят не за репрессии, в которых он был не первым и не единственным (Робеспьера и Кромвеля не осуждают, но там на душу населения репрессированных было больше), а за восстановления территории исторического российского государства.
Только мы сами вправе что угодно развенчивать в своей истории, а не позволять всему окружающему миру использовать для этого наши обсуждения истории. Это наше Отечество, и только мы сами можем судить о нем.
Переоценка, осознание и осмысление истории в более широком контексте происходит все время. Я считаю, что это – нормально и необходимо. Но избавляться от заблуждений прошлого и отказываться от них нужно не глумясь над жизнью наших отцов и дедов.
Аркадий Арканов, писатель:
«Это наша история, и никому не дано право ее пересматривать!»
- Учебник истории должен быть объективным. В истории нашей страны было много чего, и какая бы она ни была – это наша история, и никому не дано право ее пересматривать! И нельзя повторять ошибки, которые с этим связаны.