Россия простила Кубе 29 миллиардов долларов советского долга, а остальные 3,2 миллиарда Куба заплатит в течение 10 лет. Напоминаем, что кубинский долг оставался самым большим, который был у стран бывшего «советского блока». Специально для «АН» на вопрос «Почему же у нас такая широкая душа?» отвечают…
Эдуард Лимонов, писатель, лидер партии «Другая Россия»:
«Про ракеты - это шутка»
- У любой страны и у любого человека должны быть друзья. Вот как ведут себя с друзьями? Простые люди приглашают их к себе домой, чем-то угощают, помогают им и т.п.
Что ж, это жизнь, и, по-моему, так и надо. А если будешь злобным и скупым, то тебе никто и никогда не поможет. Можно будет в случае чего и ракеты на Кубе разместить…
Про ракеты - это шутка. Я просто говорю о том, что всегда надо иметь друзей, и нужно их время от времени ублажать. Это обычно происходит на взаимной основе, поскольку когда-нибудь «пригодится воды напиться».
Что касается того, не слишком ли большие суммы мы списываем за дружбу, то, знаете, все равно все эти деньги утекут сквозь пальцы. Сегодня есть одни деньги, завтра будут другие… Деньги все время протекают через мир.
Если хотите жить… Знаете, в тюрьмах есть такие люди, которые питаются отдельно. Такое редко, но бывает. И там к ним все относятся с ненавистью. Вот он вытащит свою баночку и жует, жует… Так что не надо уподобляться таким жлобам.
Татьяна Москалькова, заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции:
«Сегодня не время для таких серьезных шагов»
- У меня отрицательное отношение к данному шагу потому, что у нас очень много и своих внутренних проблем, например, дефицитный бюджет. И нужно четко понимать политические моменты для того, чтобы решить, а что же Россия получает от списания долгов.
А ведь умело списывать долги – это значит, иметь в своих руках очень серьезный и эффективный инструмент воздействия. В Советском Союзе умели пользоваться этим инструментом. Не в последнюю очередь из-за этого у нас было много зон влияния в мире.
Думаю, что сегодня просто не время для таких серьезных шагов. Более того, я думаю, что в настоящее время не может быть никаких убедительных мотивов для принятия такого решения.
Александр Проханов, писатель:
«С Кубой у нас после Ельцина, слава тебе, Господи, отношения наладились!»
- Этот долг давался Советским Союзом, а не Россией, и эти долги практически не возвращаемы. А с Кубой у нас после Ельцина, слава тебе, Господи, отношения наладились!
Для нас Куба – это стратегический регион. На Кубе мы, может быть, опять разместим аэродром, куда будут садиться наши Ту-160, эти дальние бомбардировщики. Так что, с одной стороны, мы все эти долги никогда не получим, а, с другой, прощая их, приобретаем в лице Кубы союзника и надежного партнера.
Андрей Климов, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам, доктор экономических наук:
«Лучше сделать так, чем заново инвестировать огромные суммы»
- «Простила» - это не совсем правильное слово. Дело в том, что в международных расчетах такое часто встречается, и не только между Россией и Кубой. Практически все государства в той или иной степени занимаются этим.
Просто для того чтобы восстановить отношения, которые в конце 80-х и, главным образом, в начале 90-х гг. у нас с Кубой по разным причинам были прерваны, надо делать какие-то встречные шаги. Мы очень многое упустили, и лучше сделать так, чем, например, заново инвестировать огромные суммы (как это на Кубе сейчас делает Китай или другие страны).
Лучше зачесть долги страны, которой уже нет, чем искать расположение другими способами и для развития отношений выходить на новые стартовые рубежи. Просто надо расчищать завалы, иначе мы везде будем упираться в стенки, а эти долги будут нам мешать. Так что нужно торговать, вкладывать и т.д.
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», бывший министр экономики России (1992-1993гг.):
«29 миллиардов долларов или 39, или 19 – это очень дискуссионный вопрос»
- Вообще-то это достаточно распространенная практика. В частности, страны-кредиторы в рамках Парижского клуба принимали коллективное решение о списании долгов беднейшим странам, к которому потом присоединилась и Россия. Правда, в первую очередь там шла речь об Африке.
Дело в том, что нет практически никаких шансов получить эти долги. Плюс, применительно к России ситуация усугубляется тем, что во многих случаях это были не деньги, а поставки товаров, в том числе – вооружений. И оформлено все это было, что называется, через пень колоду. То есть, как правило, принималось закрытое решение, - совместное решение ЦК КПСС и Совмина, а дальше соответствующие ведомства его исполняли.
И даже с Индией, где все было немножечко иначе, и то (я сам участвовал в этом) нам пришлось очень долго дискутировать, определяя, собственно, сумму долга.
Ведь тогда был абсолютно волюнтаристски установленный курс доллара - 67 копеек, потом 90 копеек... То есть, это не имело прямого отношения к реальной покупательной способности рубля. И поэтому, когда долги пересчитывали в конвертируемую валюту, то с индийской стороной были очень жаркие дискуссии. Но это, повторяю, с Индией, где все было лучше оформлено.
А вот с так называемыми странами народной демократии это вообще оформлялось, что называется, на коленке. Поэтому 29 миллиардов долларов или 39, или 19 – это очень дискуссионный вопрос.
Но самое главное, что вернуть эти деньги абсолютно нереально. Поэтому, если Куба действительно заплатит хотя бы 3 миллиарда, это будет, в общем, большая удача! Я не уверен, что она их заплатит, потому что там экономическое положение, близкое к катастрофе, но, тем не менее…
Другое дело, что такого рода акты надо подкреплять какими-то действиями в защиту, скажем, интересов российских компаний в той или иной стране. В данном случае – на Кубе, чтобы там передавалась или земля, или лицензия на разработку каких-то полезных ископаемых, или какие-то объекты для инвестирования… То есть, создавался бы такой льготный, благоприятный инвестиционный климат для российского бизнеса, а не просто так прощались эти долги.
Дружба дружбой, а свои национальные интересы надо защищать всегда! В данном случае ими могут быть интересы российских инвесторов на Кубе. Надеюсь, что в рамках этого соглашения, которое было подписано, они как-то были пролоббированы, защищены и т.д. Потому что дружба на уровне государственных отношений - понятие немного условное.
Анатолий Трушкин, писатель:
«Что-то я не припомню, что нам бы прощали вот так помногу!»
- Ну, мне кажется, что эти цифры можно было бы оставить. Правда, лучше, если бы они вернули 29 миллиардов, а три мы бы простили. Потому что между интересами человека и государства иногда бывает много параллелей.
Когда даешь в долг, а потом не получаешь, это плохо. Да, они к нам, наверное, будут относиться лучше, но мы сами при этом будем плохеть и плохеть.
Что-то я не припомню, что нам бы прощали вот так помногу! Надо, чтобы было какое-то равенство между тем, что мы прощаем и тем, что прощается нам, иначе все это может боком выйти. Ну, не нравится мне это, я не политик, не экономист, но мне это внутренне, чисто интуитивно как-то не нравится!..
А если говорят, что этих денег все равно не вытащить, то значит, надо аккуратней давать в долг. Если знаешь, что их все равно не вытащишь, то не можем же мы всю жизнь откупаться газом и нефтью, а сами всю жизнь догонять эту Европу и Америку. Зачем? Что это за догонялки такие?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции