> «Задали президенту парочку животрепещущих вопросов» - Аргументы Недели

//live

«Задали президенту парочку животрепещущих вопросов»

19 ноября 2013, 00:45 [ «Аргументы Недели» ]

Фото: polit.ru

Президент РФ Владимир Путин уже в который раз заявил, что власти России продолжат борьбу с чиновниками-коррупционерами, невзирая на их статус и партийную принадлежность. Напоминаем, что на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) не предполагалось обсуждение темы коррупции, и возникла она из-за того, что был взят под стражу мэр Астрахани. По мнению Путина, возврат силовикам права возбуждать дела по налоговым преступлениям сделает решения по этим делам более справедливыми. Специально для «АН» на вопрос «Как с корнем вырвать заразу коррупции?» отвечают…

 

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

«Справедливость восторжествует, и не пострадает предпринимательский климат»

- Да, налоговый сюжет и коррупция – это две разные темы. Я так понимаю, что проблема, связанная с арестом мэра города Астрахани, все-таки была вне контекста обсуждения налоговых сюжетов, связанных с ролью следственных органов в возбуждении уголовных дел по налоговым правонарушениям.

Тема коррупции возникла не то что спонтанно, а просто один из участников встречи с президентом задал вопрос об аресте мэра города Астрахани. То есть, в какой-то момент отклонились от обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, и задали президенту, что называется, парочку животрепещущих вопросов.

Что ж, это нормально, но, учитывая, что члены наблюдательного совета АСИ – это все-таки не только чиновники, но и люди, условно говоря, свободных профессий - предприниматели, эксперты и т.п., то такого рода «вопросы со стороны», думаю, вполне уместны.

Люди задают вопросы по темам, которые их волнуют, и то, что президент реагирует на них и не ссылается на то, что, мол, не по повестке, - это хорошо. 

Владимир Владимирович также сказал и о том, что этот вопрос надо решать таким образом, чтобы не ухудшать деловой климат и не ущемлять интересов бизнес-сообщества. Насколько я понимаю, сейчас речь идет о том, чтобы соответствующий закон не просто возвращал следственным органам право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, а и о том, чтобы разработать   процедуру, позволяющую обеспечить более эффективное взаимодействие между правоохранительными, следственными и налоговыми органами.

РСПП подготовил такие предложения для президента России, и мы считаем, что, будучи принятыми в рамках второго чтения, они могут, с одной стороны, решить задачу повышения статуса и роли оперативно-розыскных мероприятий и тех фактов налоговых правонарушений, которые в ходе оперативно-розыскных действий получают правоохранительные органы, а с другой, соединить все это с действиями налоговых служб.

В итоге следственные органы должны получить право возбуждать уголовные дела только на основании таких результатов оперативно-розыскной деятельности, которые подтверждаются результатами налоговой проверки. Другое дело, что, во-первых, такая налоговая проверка должна проводиться, может быть, в ускоренном режиме. И, во-вторых, налоговые органы будут обязаны проводить внеплановую налоговую проверку в случае, если правоохранительные или следственные органы ее запрашивают.

Но самым главным является то, что сама процедура возбуждения уголовного дела (либо отказа от его возбуждения) должна базироваться на совместной деятельности правоохранительных, налоговых и следственных органов. 

Процедура может быть прописана достаточно подробно, и она предполагает изменения в целом ряде законов - в Налоговом кодексе, в Уголовно-процессуальном кодексе, законе об оперативно-розыскной деятельности... И тогда действительно может быть реализована та схема, о которой говорил Владимир Путин.

С одной стороны, тут, как говорится, и справедливость восторжествует – в том смысле, что должным образом будут наказаны недобросовестные налогоплательщики, а с другой стороны, не пострадает предпринимательский климат.

Александр Гуров, генерал-лейтенант МВД, доктор юридических наук, профессор, депутат Госдумы III-V созывов, член Союза писателей РФ:

«У нас самих кругом - “связи”...»

- У нас коррупция, по-моему, уже всех достала. Это же просто социально-криминальное явление! Но и всем нам нужно изменить собственную психологию, потому что у нас самих кругом -  «связи»... И дай-то бог, чтобы маховик борьбы с коррупцией начал раскручиваться еще сильнее!..

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека:

«Постепенно коррупция превратилась чуть ли не в национальную идею!»

- Основная коррупция существует именно в верхних эшелонах власти. Аппетиты чиновников не падали даже во время кризиса, но вот бизнес и граждане уже не всегда готовы им платить.

Коррупция у нас в стране формировалась в 90-е годы с лозунгом, что, дескать, это некая смазка экономики переходного периода. Конечно, это очень удобный лозунг, и не удивительно, что постепенно коррупция превратилась не просто в самый доходный бизнес, а чуть ли не в национальную идею!  

По-моему, на коррупцию в каком-то смысле закрывали глаза, пока была угроза, что региональные элиты развалят страну. Но вот укрепилась некая система, и всем стало понятно, что теперь коррупция является угрозой национальной безопасности. Россия для коррупционеров – это просто бизнес.

Коррупция вросла в систему управления, тем самым загоняя в тупик государство. Но я думаю, что ситуация уже сдвинулась с мертвой точки, потому что дальше, как говорится, ехать некуда! Хотелось бы, чтобы Кремль на этом не останавливался и продолжал карательные меры по борьбе с этим злом.

Сергей Иваненко, член политсовета партии «Яблоко»:

«Это очень сложно – “пробить” чиновничество России»

- Да, участились сюжеты про аресты мэров, вице-мэров и т.п. Но я думаю, что 99% проблем чиновничества связано с проблемами внутри самой этой «корпорации». Дело в том, что кто-то из них просто чем-то не понравился вышестоящему начальству.

Особенность современной России состоит в том, что любые государственные средства просто разворовываются, уровень коррупции в несколько раз превышает аналогичный уровень коррупции, который всегда существует в таких экономиках.

Так что это очень сложно – «пробить» чиновничество России. Есть старая русская поговорка: «Барин шкуру спустит, зато новую сошьет». Борьба с этой заразой – задача не одного дня, и нам необходимо проводить реформы, направленные на борьбу с такой гигантской коррупцией.

Ирина Рукина, член координационного совета межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», член президиума РАЕН, доктор экономических наук:

«Необходимо ввести запрет на участие членов семей чиновников в цепочках поставок»

- Коррупционные преступления возможны только тогда, когда есть пробелы в законодательстве. Поэтому законы, принятые только в рамках борьбы с коррупцией, сами по себе не работают. Например, сейчас существует множество законов, которые позволяют воровать гигантские средства, и их, конечно, нужно просто исключить. 

Представители нашего общества, кто делал на этом поле свою карьеру, уже почувствовали, что началось нечто новое, чего раньше еще не было. Вот они и пытаются успеть решить целый ряд своих вопросов.

Но, к сожалению, у нас практически нет слоев общества, свободных от коррупции. К тому же коррупционные преступления очень тяжело идентифицируются и доказываются, поэтому нужны новые формы и способы воздействия на всех уровнях.

По-моему, сейчас настало время для создания специального органа, который занимался бы вопросами системного законодательства в сфере коррупции. А что касается наших депутатов, то они не должны заниматься никакой коммерческой деятельностью и владеть бизнесом. Они должны быть профессиональными законодателями и именно за профессионализм получать зарплату.

Прежде всего, для предотвращения коррупции нужно изменить экономическое законодательство в системе госзакупок и поставок. Ведь самый высокий уровень коррупции - именно в крупных госкорпорациях. Ну, и потом – система ЖКХ…

Также необходимо ввести запрет на участие членов семей чиновников в цепочках поставок и предусмотреть уголовное наказание за нарушение данного запрета с конфискацией имущества, нажитого незаконным путем.

 


 


 

 

 

СА


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте