В комитете Госдумы по образованию разработан ряд мер по улучшению системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). Специально для «АН» на вопрос «В совершенствовании ЕГЭ практически не существует каких-то границ и рамок?» отвечают…
Иван Мельников, первый зампред Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ, доктор педагогических наук, профессор:
«Масштабы коррупции в ряде регионов делают поток студентов в столицу просто неестественным!»
- Уверен, что вместо обязательности нужна добровольность ЕГЭ, причем как на выпускных экзаменах в школе, так и на вступительных в вузе. Сколько не улучшай систему тестов с выбором ответа – все равно это будет хуже любых форм изложения знаний! Что касается проверки знаний по гуманитарным дисциплинам, то здесь требуются устные или комбинированные экзамены.
И, конечно, весь этот стресс и обязательность ЕГЭ очень давит на школьника. Думаю, было бы правильнее предложить на выбор старшекласснику либо сочинение, либо устный экзамен по литературе. Если он считает, что у него что-то получается лучше, то пусть выбирает, и это будет так называемым эквивалентным испытанием.
И еще.Теперь, во времена ЕГЭ, ребята из регионов, конечно, имеют больше возможностей для того, чтобы поступить в хорошие вузы. Но масштабы коррупции в ряде регионов делают поток студентов в столицу просто неестественным и пожирающим места у тех, кто неплохо учился в Москве и Петербурге. А социологические исследования показывают, что порядка 70% школьников Сибири и Дальнего Востока стремятся хорошо сдать ЕГЭ с тем, чтобы больше в свой край вообще не возвращаться…
Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала «Ералаш»:
«Трудно сдавать как ЕГЭ, так и любой другой экзамен»
- Если ученик обладает знаниями, то совсем не важно, на каком экзамене и в какой форме они будут показаны. Это касается и школьника, и абитуриента. То есть для того, кто обладает потенциалом созидания, совсем неважно, какой будет экзамен. А вот тем, кому было трудно учиться и сдавать экзамены, так же трудно сдавать как ЕГЭ, так и любой другой экзамен.
Ирина Мануйлова, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию:
«Одни предметы стоит проводить в форме ЕГЭ, другие - в комплексной форме»
- Процедура экзамена должна распространиться на все предметы, изучаемые в школе, но форма его проведения может быть разной: одни предметы стоит проводить в форме ЕГЭ, другие - в комплексной форме, например, по гуманитарным и естественным предметам.
Но в 2014 году не будет каких-то кардинальных изменений по ЕГЭ, ведь учебный год уже начался. Принципиальные поправки нужно внести к 2015 году для того, чтобы качество процедуры отвечало тем задачам, которые изначально были на нее возложены.
Нужно предоставить школьникам возможность сдавать единый государственный экзамен не менее двух раз, - так учащиеся смогут впоследствии выбрать лучший результат для предоставления в вузы. Думаю, что важно увеличить число обязательных предметов ЕГЭ и изменить сроки его проведения.
Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию, доктор исторических наук:
«…не обрекая детей не единственную сдачу в жизни»
- Думаю, что надо предусмотреть возможность того, чтобы разрешить пересдачу ЕГЭ, не обрекая детей не единственную сдачу в жизни, ведь это создает серьезное психологическое давление. Также следует увеличить число экзаменационных заданий (чтобы они были разные для каждого часового пояса) и ужесточить ответственность социальных сетей за утечку материалов.
Уже в этом учебном году можно было бы сделать следующее: создать открытый банк контрольных измерительных материалов (КИМ) с максимальным количеством вариантов, увеличить количество экзаменационных материалов с тем, чтобы они были разные для каждого часового пояса.
А вот доставлять экзаменационные задания надо не за три дня до экзамена и не в департамент образования. Кроме того, необходимо увеличить количество общественных наблюдателей на ЕГЭ. И было бы уместно найти применение камерам, которые были установлены для выборов, чтобы они были использованы для записей на ЕГЭ.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции