Авиакомпания «Аэрофлот» зарегистрировала в качестве юрлица низкобюджетного авиаперевозчика «Добролёт» (кстати, так называлось акционерное общество, созданное в 1923 году, которое являлось предшественником «Аэрофлота»).«Добролёт» может начать свою работу в будущем году, но для реализации модели российского лоукостера будет необходимо внести поправки в законодательство (например, разрешить авиакомпаниям продавать невозвратные билеты, взимать плату за провоз багажа, не кормить пассажиров, принимать на работу иностранных пилотов и т.п.). Специально для «АН» на вопрос «У “Добролёта” будет нормальный полёт?» отвечают…
Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПОРТ»:
«Создание лоукостера - это, по сути, создание полноценной авиакомпании»
- Создание лоукостера - это, по сути, создание полноценной авиакомпании. То есть, в ней должен быть собственный менеджмент, собственный парк, отличающийся от парка, эксплуатируемого материнской авиакомпанией, как минимум, с точки зрения компановки салона и т.п.
Лоукост-перевозчики как раз и выстраивают свою экономику в первую очередь на достаточно большом масштабе бизнеса. Им нужно много потенциальных клиентов для того, чтобы, предложив несколько более привлекательные цены, чем у традиционных перевозчиков, начать переманивать клиентов к себе.
И только тогда, когда масштаб бизнеса станет внушительным, они действительно смогут установить цены, сопоставимые, скажем, с европейскими или американскими лоукостерами.
И еще. Эксперты обращают внимание на то, что, во всяком случае, на первом этапе лоукостер «Аэрофлота» вряд ли будет прибыльным, а кроме того, не исключено, что низкобюджетный перевозчик будет конкурировать с самой материнской компанией из-за не слишком большой разницы в цене.
Что касается именно дочерних компаний традиционных перевозчиков, которые пытаются эксплуатировать бизнес-модель «лоукост», то, как показывает мировая практика, значительная часть таких дочерних предприятий оканчивает свой путь банкротством...
Алла Юрова, аналитик группы компаний «РЕГИОН»:
«Лоукостерами летают не только низкодоходные группы населения»
- Сейчас в мире наблюдается тенденция к увеличению доли более обеспеченных пассажиров на рейсах низкобюджетных компаний. То есть, лоукостерами летают не только низкодоходные группы населения. Так что низкобюджетные перевозки по выбранным маршрутам, думаю, будут востребованы
Например, рынок направления из Москвы в Петербург характеризуется значительной емкостью и динамикой. Здесь железная дорога успешно конкурирует с авиацией, и большинство рейсов «Сапсана» показывают высокий уровень загрузки. Однако частоту скоростных поездов на этом направлении увеличить уже затруднительно, что открывает новые возможности для авиакомпаний.
Как показывает мировая практика, лоукостеры по сравнению с традиционными авиакомпаниями в большинстве случаев демонстрирует более высокую рентабельность при менее значительной долговой нагрузке. С учетом возможной синергии с материнской компанией, в среднесрочной перспективе лоукостер может выйти на безубыточность.
Евений Чибирев, президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта:
«Можно было долететь из Минска в Киев (443 км) меньше, чем за один фунт стерлингов»
- Лоукост - это удачный проект эффективного продвижения общей бизнес–идеи снижения расходов. В своё время один американский журналист назвал советский «Аэрофлот» крупнейшей в мире бюджетной авиакомпанией. Ведь даже в 1991 году можно было долететь из Минска в Киев (443 км) меньше, чем за один фунт стерлингов.
А вообще на долю лоукостеров приходится 26% пассажиров, перевезённых всеми авиакомпаниями мира, а это более 700 млн. чел. в год. В прошлом году темпы роста их пассажироперевозок составили 38%. То есть, происходит перераспределение в пользу перевозчиков модели «лоукост». Как бы то ни было, но уже много лет мир развивает (и успешно) сектор бюджетных, то есть низкозатратных перевозок.
Владимир Камынин, директор по развитию Международного аэропорта «Домодедово»:
«Совсем не обязательно, что такие цены будут установлены…»
- Лоукост - это бизнес-модель, конкурентоспособность которой, определяется минимизацией издержек. То есть, данный бизнес в нашем случае - это авиакомпания, обладающая самыми низкими издержками на рынке, следствием чего является возможность устанавливать самые низкие цены.
Но ведь совсем не обязательно, что такие цены будут установлены, так как ценообразование зависит от рыночной ситуации.
Нужно понимать, что стремление создать модель «лоукост» сопряжено со многими законодательными, технологическими, процессными и другими ограничениями. Они же являются безоговорочными требованиями для снижения издержек, и специфика российских условий во многом не позволяет обойти данные требования.
Например, крупнейший лоукост-перевозчик Европы – это авиакомпания Ryanair. Но нужна ли нам компания, похожая на нее? Ведь она выполняет полеты только в так называемые второстепенные аэропорты, а основные аэропорты Европы для данной компании не интересны - и наоборот.
Думаю, что у нас в стране нет ни одного аэропорта, способного обслужить данную авиакомпанию на ее условиях. И подобных нестыковок довольно много.
В отношения тезиса о немедленном снижении цен с появлением лоукост-перевозчика мы понимаем, что это не совсем корректное утверждение и наивная трактовка данной бизнес-модели. Любой бизнес-проект на этапе start-up демонстрирует очень привлекательные цены и генерирует дополнительную конкуренцию. В свою очередь уже конкуренция определяет цены в долгосрочном периоде.
Петр Трубаев, генеральный директор ОАО «АК БАРС АЭРО»:
«У будущей компании-лоукостера есть перспективы»
- Фирмы-лоукостеры сами по себе в России очень востребованы. Зная, что созданием дискаунтера занимается «Аэрофлот», можно сказать, что у будущей компании-лоукостера есть перспективы. Правда, необходимо учесть ошибки, которые были допущены при работе «Авиановы» и Sky Express.
С другой стороны, несмотря на то, что «Авианова» и Sky Express свернули свою деятельность, их билеты были очень востребованными.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции