Президент России Владимир Путин заявил, что в России инфраструктура исторически дороже, чем где-либо. «Нигде нет идеальной структуры расходов на инфраструктуру. И в России она плохая. Это вопрос не только коррупции, но и плохого первоначального расчета. Или специально занижают, чтобы получить подряд», добавил глава государства. Специально для «АН» на вопрос «Так почему у нас плохие дороги: так сложилось исторически, из-за коррупции или еще из-за чего?» отвечают…
Николай Рыжков, член Совета федерации, председатель Совета министров СССР (1985-1990 гг.):
«Ладно, о дураках говорить не будем»
- Ладно, о дураках говорить не будем – давайте о дорогах. С исторической точки зрения, думаю, Путин недалек от реальности. Ведь у нас огромная страна с многими часовыми поясами, и от границы до границы в запада на восток порядка 10 тыс. километров. Конечно, абсолютно нереально обустроить ее дорогами, как, скажем, в Германии.
Но ведь и в советское время тоже не было какого-то особого внимания к дорогам. Были какие-то другие проблемы, под которые мы в первую очередь и выделяли деньги. Поэтому я не могу не согласиться, что это так исторически сложилось. Правда, мы и сейчас по-настоящему не работаем над этой проблемой.
В недалеком прошлом господин Кудрин с помощью нашего парламента, который был ему послушен, убрал дорожные фонды. А ведь до того, как он их убрал, дорог строилось достаточно много, потому что деньги в регионах худо-бедно были. А вот как только Кудрин убрал дорожные фонды, то практически сразу прекратилось это дорожное строительство, и государство стало финансировать только федеральные дороги. И такая плачевная ситуация сохранялась несколько лет.
Пару лет назад дорожные фонды были восстановлены, и система тоже только-только начала восстанавливаться. Но те деньги, которые теперь отчисляются в дорожные фонды, конечно, не достаточны для эффективного развития дорог (я знаю это и по своей Белгородской области). Так что рано или поздно этой проблемой надо заниматься по-настоящему. Скажем, при Александре III в России было два бюджета: госбюджет и бюджет по строительству железных дорог. Я бы сказал, что был бюджет в бюджете.
Думаю, что правительству страны надо наметить конкретные положения, ведь все это поддается счету: сколько нам нужно дорог, автобанов, денег на это и т.п. Если проблема поставлена, то на нее должен быть ответ. А если ответа не будет, значит, это просто некий призыв...
Андрей Максимов, телеведущий, публицист:
«Качеству наших дорог мешают качества наших дураков»
- Мой ответ будет афористичен и краток: качеству наших дорог мешают качества наших дураков. А больше ничего по этому поводу я сказать не могу.
Владимир Федоров, член Совета федерации, начальник Главного управления ГАИ России (1990-2003 гг.):
«Надо различать дороги на юге и на севере»
- Когда у нас был дорожный фонд, все знали, что они платят этот налог, и он идет на дороги. Потом долгое время налоги шли в бюджет субъектов, ну, и там, естественно, размывались. Поэтому честь и хвала, скажем, губернаторам Краснодарского края, где во все времена деньги вкладывались в дороги! А некоторые другие губернаторы эти деньги не доводят до дорог, или доводят, но не все.
Но надо различать дороги на юге и на севере. На севере все это требует других капиталовложений, например, одна только снегоочистка сколько сил и средств съедает.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
«Львиная доля денег – в федеральном бюджете»
- У нас наибольшая часть дорог находится в региональной и муниципальной собственности, а львиная доля денег – в федеральном бюджете. Понятно, что в отдельных субъектах федерации наличие хороших дорог – это заслуга властей. Но возможностей для того, чтобы обеспечить лучший уровень дорожного строительства и ремонта, в большинстве регионов становится все меньше. Потому что дело теперь не в том, чтобы лучше работать и зарабатывать, а в том, чтобы лучше уметь общаться с федеральным центром…
Ирина Рукина, член координационного совета - начальник департамента международного сотрудничества Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор, начальник отдела социально-экономического развития регионов России ИРЭИ:
«У нас практически нет слоев общества, свободных от коррупции»
- У нас практически нет слоев общества, свободных от коррупции. Когда мы говорим «законодатели», то мы хотим думать, что это абсолютно чистые и безгрешные люди. Но все мы знаем, что среди законодателей очень много бизнесменов, и нельзя сегодня требовать от них очень многого…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции