«Это будет вызывать недовольство потребителей»
30 сентября 2013, 12:56 [ «Аргументы Недели» ]
Министр энергетики РФ Александр Новак в рамках инвестфорума в Сочи заявил, что рост цен на топливо в результате «налогового маневра» в нефтяной отрасли в 2014 году составит 5-6%. В свою очередь, президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов заявил в интервью телеканалу «Россия-24», что рост цен на бензин в России в будущем году может составить порядка 10-15%. По его словам, рост будет обусловлен снижением экспортной пошлины и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Вопрос: «Цена вырастет так, как скажут?»
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
«Ибо - рынок»
- Алекперов хочет того, чтобы были условия для большего повышения цен. Новаку же явно даны указания, чтобы не допускать предельных величин, поскольку это будет вызывать недовольство потребителей. Но на самом деле это такой вопрос, который не решает не тот, не другой. Ибо - рынок.
Внутренние цены будут расти примерно тем же темпом, каким будут расти цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Но они вряд ли будут расти сильно. Поэтому пожелание наших лидеров, основанное на том, что до сих пор цены на продукты монополий поднимались со скоростью 15% в год, вряд ли состоится. Может, какие-то спекулянты цены и поднимут, но серьезных оснований для этого нет.
Вообще прогнозировать повышение цен на топливо – значит, заниматься ерундой. Вполне возможно, что сообщения о повышении цен на бензин могут быть и целенаправленным информационным вбросом.
Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза (РТС):
«Российский бензин по-прежнему дешевле, чем в Европе»
- Вообще-то на цены на внутреннем рынке страны больше всего влияют инфляция и постоянное увеличение налоговой нагрузки за счет роста акцизов. По итогам прошлого года, инфляция составила 6%, а топливные акцизы выросли примерно на 7%. При этом бензин подорожал в среднем на 6-7%, а дизельное топливо – на 13%.
Нефтяные компании хотят вернуть прибыль, упущенную в результате прошлогодней заморозки цен. Дальше цены будут только расти. Впрочем, цены на автомобильное топливо растут во всем мире. Более того, российский бензин по-прежнему дешевле, чем в Европе.
Владимир Волошин, заведующий сектором развития ТЭК Института экономики РАН:
«Во всем мире эти цены при падении стоимости нефти тоже снижаются…»
- Если растут цены на нефть, то повышаются и цены на нефтепродукты, в частности, на бензин. Правда, когда снижаются цены на сырую нефть, то цены на бензин у нас почему-то не уменьшаются, и тарифы остаются практически на прежнем уровне. Хотя во всем мире эти цены при падении стоимости нефти тоже снижаются. Что ж, монополия - это наш порок, но ведь существуют же антимонопольные службы...
Во всем цивилизованном мире экспортные пошлины уже не применяются. Так что и снижение, и устранение экспортной пошлины – это требование ВТО к нашей экономике. Но ведь казне надо компенсировать недобор экспортных пошлин, и как это сделать? За счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых.
Юрий Гейко, автор и ведущий радиопередачи об автомобилях:
«Захотят - хоть до 100 рублей завтра цену за литр подымут!»
- У нас на топливном рынке нет рыночных условий, а бал правит кучка монополистов. Захотят - хоть до 100 рублей завтра цену за литр подымут!
Природные ресурсы, которые по определению принадлежат гражданам государства, перекочевали в собственность горстки людей. Когда мы дышим, то ведь не задумываемся о том, чей это воздух? То же самое и нефть, и лес и все что нас окружает…
Попробовали бы в США сделать 10 долларов за литр, что примерно соответствовало нашим сегодняшним зарплатам… Так там бы руководство быстро на вилы подняли, а у нас почему-то все нормально.
И еще. Заправка машины часто превращается в игру в рулетку. Если так пойдет и дальше - буду искать себе автомобиль с паровым двигателем.