«Невозможно до бесконечности ужесточать наказания»
24 сентября 2013, 22:37 [ «Аргументы Недели» ]
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что на реализацию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.» будет направлено около 32 млрд. руб. Медведев напомнил, что уровень травматизма в России на дорогах остается недопустимо высоким. Специально для «АН» на вопрос «Соответствует ли наше законодательство всем аспектам дорожного движения?» отвечают…
Сергей Волгин, руководитель пpaвового департамента Российского автомобильного товарищества:
«Следует повышать правосознание населения»
- Первая проблема - это отсутствие четкой системы правового регулирования. Существует не один десяток нормативных правовых актов, которые регулируют данный процесс, но все они приняты на разных уровнях, устанавливают разные требования, разграничивают разные компетенции. Отсутствуют единые определения понятий, применяющихся при регулировании этих правоотношений, компетенций и полномочий их участников, что позволило бы правильно сформировать нормативную базу процесса дорожного движения.
Различные аспекты дорожного движения находят отражение во многих отраслях права. Это не только непосредственно перемещение по дорогам, но и, например, угон автомобилей, мошеннические действия транспортными средствами и т.д.
В других государствах уже решили эту проблему, приняв законы о дорожном движении. Мировой опыт показывает, что без такого правового акта нормальное функционирование системы просто невозможно.
Вторая проблема - неисполнение существующих, пусть несовершенных, законодательных актов. К сожалению, найти решение данной проблемы очень сложно. Можно «закручивать гайки», усиливать ответственность за нарушения, и это необходимо, особенно в сложившейся ситуации. Но до бесконечности ужесточать наказания невозможно. В конечном счете наказание потеряет эффективность, что приведет к еще большему увеличению количества ДТП, смертей и т.п.
Так что следует повышать правосознание населения, чтобы граждане понимали, что правила нельзя нарушать не потому, что за это придется много платить, а просто из-за того, что существуют законы, которые нужно соблюдать.
Алексей Александров, первый зампред комитета Совета федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества:
«Далеко не все захотят нарушать правила дорожного движения»
- Проблема безопасности дорожного движения касается абсолютно каждого человека, и без решения общих вопросов безопасности - частных тоже не решить. Нужно больше внимания уделять концептуальным вопросам в данной сфере, анализировать, в каком состоянии на сегодняшний день находится обеспечение безопасности дорожного движения и в России, и в других странах СНГ.
Ситуация с безопасностью дорожного движения вызывает серьезные опасения. Это, прежде всего, касается безопасности человека на дороге - и пешехода, и водителя, а также значительного урона экологии, наносимого выхлопными газами автотранспортных средств, плохого состояния дорог. Кроме того, необходимо совершенствовать уголовное законодательство относительно усиления административной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения.
Что касается увеличения размеров штрафов для водителей, так это автоматически повышает размеры взяток, которые получают сотрудники ГАИ. Нарушитель, не желая платить большую взятку, будет соблюдать правила дорожного движения, учитывая то, что взятка в данном случае - это плата за проезд с запрещенной скоростью. Следовательно, далеко не все захотят нарушать правила дорожного движения, зная, что за этим обязательно наступят серьезные неприятные последствия - либо в виде штрафа, либо другие.
Примечательно, что как только российские водители оказываются на территории Финляндии, они пристегиваются ремнями безопасности и ездят по правилам. Когда же водители возвращаются в Россию, то снова начинают нарушать правила движения.
Следующая весьма острая проблема - правовая культура и водителей, и населения в целом в сфере дорожного движения. И корень ее - в отсутствии должного воспитания в детских садах и школах, где подрастающему поколению не прививаются навыки соблюдения правил дорожного движения, обеспечения безопасности человека на улице.
Совершенно очевидно, что требуется концептуальная проработка всех имеющихся проблем. Это относится и к усилению ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц за неправомерные действия в сфере управления дорожным движением, повлекшие за собой тяжкие последствия.
Александр Якимов, директор по международным и национальным программам и проектам в области обеспечения безопасности дорожного движения Российского союза автостраховщиков:
«Природа процесса дорожного движения очень своеобразна»
- Природа процесса дорожного движения очень своеобразна. Правила дорожного движения представляют собой конгломерат самых различных норм - и юридических, и технических, и социальных. Как следствие, регулирование данного процесса - крайне сложная задача.
Состояние законодательства в любой сфере общественных отношений определяется тем, какое внимание уделяет государство той или иной области деятельности. Это относится и к обеспечению безопасности дорожного движения. Существующая система нормативно-правового регулирования в данной сфере имеет, безусловно, целый ряд недостатков.
Прежде всего, нормативно-правовая база не в полной мере регулирует общественные отношения и характеризуется наличием ряда пробелов и противоречий. Отсутствует четкое нормативно-правовое закрепление предметов ведения, полномочий, ответственности субъектов управления на всех уровнях. Пробелы касаются в первую очередь координации деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
Также существуют проблемы определения порядка финансирования мероприятий, недостаточно полно регламентированы формы и методы контроля за соблюдением безопасности дорожного движения.
В российском законодательстве отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества, средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности на дорогах.
Единый порядок в дорожной сфере на всей территории страны устанавливается правилами дорожного движения, которые утверждаются правительством. В советское время юридический статус правил был ниже: они утверждались приказом министра внутренних дел. Вопрос о том, на каком уровне целесообразно регулировать ПДД, по-прежнему остается открытым.