«Теперь у ректоров просто нет технической возможности зачисления “по звонку”»
6 сентября 2013, 21:51 [ «Аргументы Недели» ]
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что уже принято принципиальное решение о реформировании вступительной кампании, тем самым отреагировав на недавнее замечание президента РФ Владимира Путина о том, что Минобрнауки должно проанализировать ситуацию в связи со скандалом по итогам проведения ЕГЭ в этом году и предложить меры для ее исправления. Специально для «АН» на вопрос «Как можно исправить ситуацию с ЕГЭ» отвечают…
Валерий Рязанский, председатель комитета Совета федерации по социальной политике, депутат Госдумы II-V созывов:
«Возможно, ЕГЭ – это не единственный способ…»
- Образование – система консервативная, однако она должна отвечать на требования времени. Возможно, ЕГЭ – это не единственный способ проконтролировать качество полученного в школе образования, но, безусловно, единственная возможность контролировать извне поступление в высшие учебные заведения. Ведь администрировать систему набора студентов, где у каждого отдельно взятого вуза свои принципы, очень трудно, и ЕГЭ с этой задачей как раз справляется.
Скажу больше. Если раньше выпускникам приходилось сдавать экзамены в два захода – сначала выпускные, потом вступительные, – то теперь система образования избавилась от этого недостатка в системе контроля знаний. И это, конечно, еще одно важное достоинство ЕГЭ.
Стала меньше и коррупционная составляющая: теперь у ректоров просто нет технической возможности зачисления «по звонку». Конечно, работы предстоит еще немало: необходимо регулировать льготы и преимущества, предоставляемые ЕГЭ, следует расширять систему олимпиад, творческих конкурсов, и других механизмов, способствующих качественному отбору студентов для специализированных и творческих вузов.
Оксана Дмитриева, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Справедливая Россия»), доктор экономических наук, профессор:
«Никакого «света в конце тоннеля» с этим ЕГЭ не предвидится, и от него нужно просто отказываться!»
- Эту ситуацию можно исправить так: вообще отменить ЕГЭ как обязательный и единственный вариант вступительного испытания! И фракция КПРФ, и наша фракция уже неоднократно предлагали сделать ЕГЭ одним из вариантов экзамена. Причем, предлагалось сделать его не обязательным.
Что касается вузов, то пусть они сами определяют, чем они будут руководствоваться: вступительными испытаниями, школьными аттестатами, результатами олимпиад или же все-таки ЕГЭ.
Теперь уже совершенно очевидно, что сдача ЕГЭ не ведет к объективной оценке знаний. То есть, исправляй - не исправляй, но эту систему отладить уже просто невозможно!
Но мы сейчас пока видим только коррупционные скандалы, а вот насколько отрицательно это скажется на всей системе подготовки? Я уверена, что будут отдаленные последствия, ведь это очень сильно ударило по всей системе образования. У нас в школе уже нет устного русского, нет преподавания литературы, нет устного преподавания истории...
По сути, меняется сознание человека. Идет очень ранняя профилизация, и нет всестороннего среднего образования. Никакого «света в конце тоннеля» с этим ЕГЭ не предвидится, и от него нужно просто отказываться!
Людмила Бокова, член комитета Совета федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
«ЕГЭ стал болезненной и сложной темой»
- Да, ЕГЭ стал болезненной и сложной темой. Но нужно вернуться к изначальной цели ЕГЭ, которая заключается в равном доступе всех выпускников школ во все вузы страны независимо от того, где учился абитуриент - в большом городе или в сельской глубинке. Как раз ЕГЭ и призван быть таким механизмом.
А вот когда в процесс вмешивается пресловутый человеческий фактор, то происходят некрасивые ситуации и возникают обоснованные претензии к процедуре проведения экзамена.
Эти риски мы обязательно учтем в ходе мониторинга нынешних результатов ЕГЭ. А в сентябре сформулируем свои предложения по модернизации процедуры ЕГЭ.
И еще. Современный мир стремительно меняется, он открыт - и потому главным профессиональным качеством, которым педагог должен обладать сам и постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это акценты успешного педагога. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от излишнего контроля, огромного количества ненужной документации.
Ирина Великанова, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике:
«Проведение экзаменов поручить спецслужбам»
- Спустя десятилетие после введения в России ЕГЭ (умным французам хватило трёх лет!) отношение к нему в обществе так и осталось очень негативным. Такое отношение объясняется именно высокой коррупцией при проведении экзаменов, ведь в целом по стране колоссальное число нарушений, которых нет в Москве.
Если бы регионы проявили политическую волю, то они бы тоже смогли обеспечить безопасность проведения и объективные результаты экзаменов. Но этого не происходит, и, видимо, настало время заняться проблемой на федеральном уровне. То, что творится сейчас, - это позор для страны! И федеральные власти должны это прекратить.
Знаете, я согласна с предложением уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича о необходимости оставить для Минобрнауки содержание экзаменационных материалов, а проведение экзаменов поручить спецслужбам.