Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Традиции и авторитет, накопленные веками, могут быть утрачены»

, 10:05

С сентября вступает в силу новый Закон «Об образовании в РФ». Работа над этим документом велась почти четыре года, по нему прошли общественные обсуждения, и любой заинтересованный мог высказать в интернете свое мнение. Специально для «АН» на вопрос «Что вы думаете о нашем образовании?» отвечают…

 

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик РАН, глава Попечительского совета телеканала «Просвещение»:

«Некоторые высшие школы определенно нуждаются в укрупнении»

- Если постоянной работой всей системы не повышать качество российского образования, то традиции и авторитет, накопленные веками, могут быть утрачены. То есть, без решения этой задачи мы потеряем авторитет и традиции нашего образования.

Что касается нынешнего фундаментального образования, то оно должно быть связано с подготовкой специалистов, умеющих использовать высокотехнологические установки и работать для получения результатов, определяющих уровень высоких технологий.

Думаю, что вузы, которые дают образование низкого качества и не имеют собственного научного и педагогического потенциала, должны быть лишены лицензии. С другой стороны, некоторые высшие школы определенно нуждаются в укрупнении. Ведь бывает и так, что небольшие, но самобытные вузы могут давать знания, несравнимые с популярными ныне университетами.
Еще одним способом реформирования может стать перепрофилирование. При этом максимально должна использоваться академическая мобильность студентов. Совсем не обязательно обучать их в одном вузе. Нужно предлагать программы других центров.

И еще. Нам необходим тот минимум вузов, без которого просто не обойтись. Это касается и материально-технической базы, и профессорско-преподавательского, и научного составов. Только тогда можно будет рассуждать о реорганизациях и укрупнениях.

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла, научный руководитель Высшей школы (факультета) культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ имени М.В.Ломоносова, бывший министр культуры РФ (2000-2004 гг.):

«Сегодняшней программе недостает гуманитарной компоненты»

- В известном смысле, школа сегодня готовит к поступлению в вуз, а не к вступлению в жизнь, к самостоятельности мышления и к творческим подходам к проблемам, которые существуют.

Да, у всякой системы образования есть свои недостатки, в том числе были и у советской (сам я, кстати, заканчивал 11 классов). Но сегодняшняя система образования, с одной стороны, слишком специализирована, а с другой – она готовит отвечать на тесты. Но эта методика сдачи экзаменов скорее требует большей натасканности, чем креативности.

А ведь количество лет обучения определяет в образовании далеко не все. Думается, в не меньшей степени уровень образования определяет, во-первых, программа и, во-вторых, время начала обучения. И здесь, на мой взгляд, есть проблема: сегодняшней программе недостает гуманитарной компоненты…

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:

«Это просто моральное преступление против ребенка!»

- Сейчас школа, как средство многостороннего развития личности, подменяется школой, как учреждением, оказывающим услуги. Когда  литературу, что является главным средством воспитания души для маленького человека нашей страны, в ЕГЭ сейчас подменяют литературоведением, я думаю, что это просто моральное преступление против ребенка!

Еще в 2007 году мы приняли закон о стандартах, однако в нем нет абсолютно ничего о содержании образования, зато есть требования к структуре образовательных программ. Поэтому учить можно чему хочешь и когда хочешь, но, главное, потом натаскать ребенка на пресловутый ЕГЭ. Кстати, несколько дней назад мы опять внесли законопроект о добровольной сдаче ЕГЭ.  

Вряд ли мои родители и учителя помнили знаменитое высказывание Гегеля: «Метод – это теория, приведенная в действие», и, тем не менее, они учили меня не зубрить, а думать!

Я получил стандартное для своего времени советское образование. Будучи незрячим от рождения ребенком, я с золотой медалью окончил специальную школу и параллельно – музыкальную с отличием и получил первый разряд по шахматам. В школе для незрячих детей меня научили ходить на лыжах, кататься на коньках, 18 раз подтягиваться на турнике, бегать 60 метров за 8 секунд и заниматься гимнастикой в той мере, в которой это вообще доступно человеку, лишенному зрения.

Этого образования мне хватило для того, чтобы потом с отличием окончить педагогический институт, защитить две диссертации, стать членом-корреспондентом Российской академии образования и семь раз избираться в парламент, их них пять раз напрямую населением без партийных списков.

Иван Рыбкин, председатель Госдумы (1993-1995 гг.), секретарь Совбеза России (1996-1998 гг.),  зампред правительства РФ (1998 г.):

«А “в начале начал” я учился в железнодорожной средней школе…»

- Я окончил Волгоградскую аграрную академию (так она сейчас называется), Дипломатическую академию, Академию общественных наук при ЦК КПСС (ныне – Академия госслужбы) и Ленинградский кораблестроительный институт.

А «в начале начал» я учился в железнодорожной средней школе №49 станции Жердевка Юго-восточной железной дороги. Как давно это было…

Мы до сих пор встречаемся с одноклассниками, вспоминаем наших преподавателей. Кстати, у них было университетское образование, а некоторые еще и заочно учились в аспирантуре, что не мешало им преподавать в этой школе, на моей маленькой станции…

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram