Аргументы Недели → live

«Без выстраивания системы нас ждет большая беда!»

, 02:01

Министерство природы России на своем официальном сайте впервые выставило на всенародное обсуждение проект доклада об экологической ситуации в стране. Из него следует, что площадь свалок в России за 2012 год увеличилась на 500 гектаров - со 114,7 тысяч до 115,2 тысяч гектаров. Специально для «АН» на вопрос «Куда же девать мусор?» отвечают…

 

Владимир Кашин, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук:

«Твердые бытовые отходы накапливаются просто миллиардами тонн!»

- Да, это очень тревожные цифры. Без преувеличения можно сказать, что твердые бытовые отходы накапливаются просто  миллиардами тонн! Скажем, на «великих свалках» Москвы и Подмосковья  (как организованных, так и не организованных) накоплены миллиарды кубометров мусора. В этом плане за рубежом уже есть большие достижения: там идет сортировка, вторичное использование и переработка мусора. А после – и частичное его сжигание.

Очень печально сознавать это, но на 20 миллионов человек, проживающих в Подмосковье, осталось буквально 3-4 свалки, у которых еще есть лимит. Всё остальное можно назвать только пародиями на полигоны.

Взять тот же Химкинский… Там же все давно перегружено и по высоте, и по объему, а нечистоты попадают в почву и водоемы. Но все надо решать комплексно и стремиться к тому, чтобы большую часть мусора именно перерабатывать.

Наша главная задача на сегодня состоит в том, чтобы принять закон об обращении отходов. Особый вопрос - это заинтересовать бизнес в переработке и повторном использовании мусора. А если говорить о мусоросжигании, то необходимо заниматься новейшими технологиями, чтобы не выбрасывать в атмосферу десятками миллионов тонн всё то химическое дерьмо, которым все мы сегодня, к несчастью, дышим и травимся.

В России должен появиться внебюджетный государственный фонд. Там будут накапливаться отчисления промышленных предприятий, которые будут идти на утилизацию. Законопроектом предусматриваются налоговые льготы для переработчиков, а также специальные механизмы финансирования.

Без выстраивания подобной системы нас ждет большая беда. У нас есть твердое намерение исправить эту ситуацию, и мы уже получили поддержку и президента, и Минприроды.

Алексей Яблоков, председатель оргкомитета партии «Зеленая Россия», членкор Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор: 

«На месте промышленных пустошей и свалок появляются не зеленые зоны, а офисные здания или дороги»

- В Москве от загрязнения воздуха в год умирают не менее 13-14 тыс. человек. В 1990-м году на одного москвича приходилось 26 кв. м. зелени, которая, как известно, очищает воздух, а сейчас – 16 кв.м. И ее прироста не предвидится потому, что на месте промышленных пустошей и свалок появляются не зеленые зоны, а офисные здания или дороги.

Во всем мире признано, что мусоросжигание очень опасно, и именно из-за этого заводы по сжиганию мусора в Европе перестали строить еще лет 20 назад. Ведь даже при использовании самых современных и совершенных технологий всегда осуществляются такие выбросы, которые отрицательно влияют на здоровье человека. Поэтому самые прогрессивные страны мира пошли по пути именно мусоропереработки.

Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН, доктор экономических наук, профессор, членкор РАН:

«…существенно больше, чем в любой развитой стране!»

- У нас огромное количество свалок, наверное, их сотни тысяч, и там накоплено не менее 120 миллиардов тонн одних твердых отходов (как промышленных, так и бытовых). А ведь это более, чем 800 тонн на душу населения – существенно больше, чем в любой развитой стране!

Как минимум треть населения нашей страны употребляет воду сомнительного качества, не удовлетворяющую санитарным и экологическим нормам. В России ситуация с водой вообще очень тяжелая. Ведь 15% нашей территории считаются экологически неблагополучными. Между прочим, на этих 15% проживает две трети российского населения, и в основном грязная вода сосредоточена именно там.

Главные источники загрязнений - точечные. Это сброс неочищенных сточных вод через сливные трубы, которые идут и от промышленных предприятий, и от предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Также идет сток грязи с городских территорий, сельскохозяйственных угодий и т.п.

Юрий Максименко, заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию:

«Виной тому во многом наше богатство -  территория»

- Сегодня у нас главный способ обработки отходов - это захоронение. И цифры Минприроды действительно приводят в смятение - насколько стихийно и неорганизованно у нас проходит этот процесс. Причем виной тому во многом наше богатство -  территория. Ее у нас много, так что нет особого стимула к выработке эффективных решений. Другое дело — Европа, и там хоть и с трудом, но эти вопросы решаются куда более эффективно.

Мы надеемся, что в России будет продолжать расти уровень жизни, а вместе с ним -  и количество отходов. И тут нам, к сожалению, похвастаться особенно нечем. Например, мы уже четвертый год обсуждаем вопрос изменений в федеральный закон об отходах производства и потребления и никак не можем договориться, какую же схему переработки и утилизации отходов принять.

Создается ощущение, что мы все еще далеки от согласия. Основной вопрос — кто и сколько должен платить за переработку? Нужно сделать этот механизм справедливым.

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram