«Кто-то должен думать, что нас ожидает с бензином, с керосином, с кефиром!..»
7 августа 2013, 14:01 [ «Аргументы Недели» ]
Министерство энергетики РФ и Федеральная антимонопольная служба рекомендовали нефтяным компаниям временно отказаться от экспорта топлива. Дело в том, что увеличение поставок бензина на внешний рынок привело к росту оптовых цен на 20%. Специально для «АН» на вопрос «Почему в странах Персидского залива бензин дешевле минеральной воды, а у нас, мягко говоря, наоборот?» отвечают…
Николай Рыжков, член Совета федерации, председатель Совета министров СССР (1985-1990 гг.):
«Правительству необходимо рассмотреть вопрос о создании в стране специального органа по ценовой политике»
- Вообще-то цены и объем добычи устанавливаются ОПЕКом. Но каждая страна проводит свою национальную политику. Вот и страны Персидского залива заботятся о своих гражданах лучше, регулируя цены
при помощи административных и экономических мер и давая определенные дотации для того, чтобы цены не поднимались. Если бы американцы, как говорится, выпустили вожжи, то у них тоже бензин был бы дороже. А мы же говорим: в мире цены на нефть поднимаются, значит, и на бензин у нас тоже. Да разве только на бензин?
Думаю, что нашему правительству необходимо рассмотреть вопрос о создании в стране специального органа по ценовой политике, как Госкомцен времен СССР. Ведь кто-то же должен думать, что нас ожидает с бензином, с керосином, с кефиром!..
Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук:
«Там, конечно, тоже есть нюансы…»
- Многие страны Ближнего Востока проводят эффективную промышленную политику. Например, ОАЭ обошли Норвегию и стали по уровню жизни первой страной в мире. При этом у них никакими налогами совсем не облагаются инновационные предприятия!
Там, конечно, тоже есть нюансы: араб должен быть хотя бы наполовину владельцем этого предприятия. И тем не менее они используют свои нефтяные ресурсы для стабилизации социального положения и форсировано развивают высококлассные инновационные предприятия, причем и свои, чужие (раз своей науки нет). Соответственно, у них и отношение к энергоресурсам, как к социально- экономическому стабилизатору.
В России, к сожалению, долго считалось, что никакой промышленной политики не нужно, потому что рыночные механизмы все откорректируют. Но это отголосок тех времен, а преимущества, данные историей и Господом Богом, нам надо использовать, не стесняясь.
И если нам для того чтобы граждане жили нормально, а предприятия развивались эффективнее, чем в Западной Европе и Китае, выгодно держать энергоресурсы дешевле, чем всем остальным странам мира, то это, несомненно, и нужно делать.
Поэтому я полагаю, что страны Персидского залива правильно делают, поддерживая низкие цены на то, чего у них много.
Евгений Аркуша, президента Российского топливного союза:
«У нас очень большая налоговая нагрузка на отрасль»
- Да потому что в странах Персидского залива совсем другая система экономики. У нас очень большая налоговая нагрузка на отрасль, и с каждого проданного литра надо заплатить примерно 55% налогов.
И еще у нас низкая, несовременная и малоэффективная переработка. То есть очень низкий выход «светлых» нефтепродуктов, и очень большой выход «темных» - в отличие от западных нефтеперерабатывающих заводов. Это так называемые мазутные потери, когда «темные» продаются по цене ниже, чем стоимость входной нефти. И для того чтобы покрыть эти потери и обеспечить нормальную прибыль, нужно повышать цену светлых нефтепродуктов.
У нас средний выход «светлых» нефтепродуктов равен всего лишь 45% , в то время как на современных предприятиях доходит до 90%. Это и есть те две основные проблемы, которые обеспечивают высокую стоимость нефтепродуктов в нашей стране.
В США, где примерно одинаковая с нами цена за литр топлива (хотя мы продаем, а они в основном покупают), - 20% с налогов, а у нас – 55%. У них выпуск «светлых» нефтепродуктов почти 90%, а у нас – 45%. Это – основное, а остальное – вторично.
Виктор Глухих, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, бывший заместитель министра промышленности России (1990-1992 гг.):
«Неправильно за счет своих же налогоплательщиков пытаться устранять проблемы нефтяных компаний!»
- Неправильно за счет своих же налогоплательщиков пытаться устранять проблемы нефтяных компаний, которые набрали их сверх меры!
По-моему, у нас каждый должен самостоятельно «нести свой чемодан», а россияне за бензин сейчас должны платить гораздо меньше, чем платят, скажем, и жители Прибалтики, и вообще всей Западной Европы.
Мы добываем и перерабатываем, а они только пользуются. И почему же мы должны за бензин платить дороже, чем они? Я думаю, было бы правильным, если бы он подешевел.