С начала июля 2013 года на российских дорогах появятся новые дорожные знаки-таблички «Фотовидеофиксация» и соответствующая им специальная разметка, информирующие водителей о том, что на этом участке ситуацию на дорогах могут отслеживать специальные автоматические фото- и видеокамеры. Специально для «АН» на вопрос «Что лучше – предупреждать о видеонаблюдении или просто стоять в кустах?» отвечают…
Юрий Гейко, автор и ведущий радиопрограммы об автомобилях:
«Если вешать камеры на опасных участках и не предупреждать об этом, то они так и останутся опасными»
- Во Франции, благодаря предупреждениям о фотофиксации, количество смертей из-за ДТП снизилось на треть. А вот если вешать камеры на опасных участках и не предупреждать об этом, то эти участки так и останутся опасными, а инспекторы из-за кустов будут наблюдать за тем, как люди умирают.
Поэтому на Западе и предупреждают о том, что идет видеофиксация, что, конечно, служит снижению количества ДТП. Это очень правильно, что теперь о фото- и видеофиксации нарушений будут предупреждать и у нас.
Сергей Волгин, руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества:
«Например, я отправился в поездку, о которой никто не должен знать…»
- Конечно, водителей должны предупреждать о том, что его будут снимать. Ведь говорить о том, что его уже сняли, наверное, юридически уже не имеет никакого смысла. То есть факт свершился, правонарушение зафиксировано и решение выносится автоматически.
А если водителя будут предупреждать, то тогда можно решить множество проблем. Во-первых, само собой, это касается обеспечения безопасности дорожного движения, потому что водитель для того, чтобы его не сфотографировали, просто сразу снизит скорость.
И, во-вторых, речь идет о нарушении неприкосновенности частной жизни. Например, я отправился в поездку, о которой никто не должен знать (потому что я так хочу). Но меня в этот момент снимают, фотография приходит ко мне домой, и потом я должен оправдываться перед своими домашними, где был в этот момент времени и что делал. Соответственно, если меня предупредят о том, что будут снимать, я либо не поеду тем маршрутом, либо уж точно скорость снижу, чтобы не иметь шанса позже получить фото.
Так что предупреждать о видеонаблюдении нисколько не помешает, и тогда можно сразу будет убить нескольких зайцев: обеспечение безопасности движения и неприкосновенность частной жизни.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
«Это инструмент, который может и помогать»
- К сожалению, видеонаблюдение – это не панацея от всех бед. Но это инструмент, который может и помогать, правда, если им умело пользоваться. А наша ГИБДД чаще нацелена просто на сбор денег, нежели на предупреждение аварийности на дорогах.
Несколько лет назад в двух-трех регионах в качестве эксперимента аварийность привязали к зарплате гаишников. Так вот там существенно снизилось количество ДТП. Но если такая коррумпированная служба, как ГИБДД, пользуется самым передовым инструментом – фото- и видеофиксацей, то все равно толку будет не очень много.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции