«И в отраслевой науке можно находить способы зарабатывать на темах»
29 мая 2013, 10:12 [ «Аргументы Недели» ]
Генеральная прокуратура России выявила многочисленные нарушения в ходе проверки законности в процессе присвоения ученых степеней в министерстве образования и науки России. Специально для «АН» на вопрос «Каким образом ученые могут зарабатывать деньги?» отвечают…
Валерий Рязанский, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, депутат Госдумы II-V созывов:
«Там идет обычная стандартная работа над темами»
- Ведется основная работа в тех 4 тысячах научно-исследовательских и конструкторских госучреждениях, которые у нас существуют. Там идет обычная стандартная работа над темами, которые заказывает Академия наук или другие подразделения, в том числе отрасли промышленности и экономики.
Но и в отраслевой науке можно находить способы зарабатывать на темах, которые заказывает отрасль или, скажем, на том, что связано с работой в научно-педагогических коллективах. Есть специальная программа, которая финансирует в вузах как раз такие творческие коллективы, научно-педагогические школы, которые образуются вокруг видного преподавателя или ученого.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
«Такие исследования либо не делаются, либо делаются неофициально»
- Ученые могут получать гранты с Запада, могут получать их внутри России, а также могут получать заказы от коммерческих структур. Другое дело, что получение таких денег внутри страны очень плохо регламентируется, и действительно для некоторых видов ученых коммерческие работы очень сильно ограничены.
Если он делает некое коммерчески значимое исследование в рамках госинститута с использованием гостехники и тому подобного, то государство, естественно, хочет свою долю. Поэтому такие исследования либо не делаются, либо делаются неофициально.
Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России:
«У нас совершенно другая структура, и вся наука сосредоточена в НИИ»
- Скажем, в США крайне редко встречаются научно-исследовательские учреждения, и вся наука в основном и реализуется в университетах. То есть там очень мощный интеллектуальный потенциал: те же преподаватели, многие их которых являются Нобелевскими лауреатами, прочитают лекцию, выберут себе в ученики наиболее достойных студентов и создадут научно-исследовательские лаборатории.
У нас совершенно другая структура, и вся наука сосредоточена в НИИ. Разница, конечно, большая. Целесообразно ли менять нашу систему – мне сказать сложно...