Аргументы Недели → live

«И в отраслевой науке можно находить способы зарабатывать на темах»

, 10:12

Генеральная прокуратура России выявила многочисленные нарушения в ходе проверки законности в процессе присвоения ученых степеней в министерстве образования и науки России. Специально для «АН» на вопрос «Каким образом ученые могут зарабатывать деньги?» отвечают…

 
Валерий Рязанский, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, депутат Госдумы II-V созывов:

 «Там идет обычная стандартная работа над темами»

- Ведется основная работа в тех 4 тысячах научно-исследовательских и конструкторских госучреждениях, которые у нас существуют. Там идет обычная стандартная работа над темами, которые заказывает Академия наук или другие подразделения, в том числе отрасли промышленности и экономики.

Но и в отраслевой науке можно находить способы зарабатывать на темах, которые заказывает отрасль или, скажем, на том, что связано с работой в научно-педагогических коллективах. Есть специальная программа, которая финансирует в вузах как раз такие творческие коллективы, научно-педагогические школы, которые образуются вокруг видного преподавателя или ученого. 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:

«Такие исследования либо не делаются, либо делаются неофициально»

- Ученые могут получать гранты с Запада, могут получать их внутри России, а также могут получать заказы от коммерческих структур. Другое дело, что получение таких денег внутри страны очень плохо регламентируется, и действительно для некоторых видов ученых коммерческие работы очень сильно ограничены.

Если он делает некое коммерчески значимое исследование в рамках госинститута с использованием гостехники и тому подобного, то государство, естественно, хочет свою долю. Поэтому такие исследования либо не делаются, либо делаются неофициально.  

Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России:

«У нас совершенно другая структура, и вся наука сосредоточена в НИИ»

- Скажем, в США крайне редко встречаются научно-исследовательские учреждения, и вся наука в основном и реализуется в университетах. То есть там очень мощный интеллектуальный потенциал: те же преподаватели, многие их которых являются Нобелевскими лауреатами, прочитают лекцию, выберут себе в ученики наиболее достойных студентов и создадут научно-исследовательские лаборатории.

У нас совершенно другая структура, и вся наука сосредоточена в НИИ. Разница, конечно, большая. Целесообразно ли менять нашу систему – мне сказать сложно...    

 

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram