«Политическая воля здесь играет гораздо большую роль, чем законодательная база»
6 апреля 2013, 11:58 [ «Аргументы Недели» ]
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев заявил, что участники картельного сговора, которые первыми явятся в правоохранительные органы с повинной, будут освобождены от уголовной, а также административной ответственности (соответствующие поправки в ст. 178 УК РФ были одобрены на заседании правительства России). Специально для «АН» на вопрос «По каким признакам можно распознать монополию?» отвечают…
Виктор Глухих, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, бывший заместитель министра промышленности России (1990-1992 гг.):
«Любое такое ощущение неразрывно связано с кошельком покупателя»
- Чем больше покупателю приходится платить, тем яснее, что за этим стоит монополия. Это касается не только нефтяных дел, но и продуктов, билетов, и, скажем, той же МГТС… Любое такое ощущение неразрывно связано с кошельком покупателя.
Со стороны нашего правительства в этом направлении не ведется эффективной работы. Может, для нашей ФАС недостаточна законодательная база, и она не может ничего реализовать, хотя, на мой взгляд, ей все же дано много полномочий. И тем не менее мы не видели того, чтобы кого-то посадили или разорили за ценовой сговор.
Но если бы при слове «фас» все понимали, что у нас нормальная ФАС, то она бы действительно играла более существенную роль.
Так что, по-моему, политическая воля здесь играет гораздо большую роль, чем законодательная база. И эта воля, наверное, может появиться тогда, когда дизельное топливо станет стоить больше, чем супербензин. Тогда уж все поймут, что в стране делается что-то не то.
Елена Корзун,генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций:
«Нельзя сказать, что у нас за сговоры никого не наказывают»
- Надо посмотреть закон о конкуренции, и там есть определение монополии. Работает он или нет? Если выявляет факты локальных монополистов, скажем, на рынке ГСМ, значит, работает.
Мы еще при прежнем руководстве МАПа и антимонопольной службы говорили, что надо вводить такие понятия, как «локальный и региональный монополист» и «совместное доминирование не товарных рынках». У страны большая территория, и сложно выделить районы локализации монополизма, особенно в такой отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка.
Да, сейчас в законе есть понятие «региональные монополисты», но я не могу сказать, что там все настолько четко прописано, что серьезно можно выявлять монопольные сговоры, - и в этом смысле закон надо усилить.
И нельзя сказать, что у нас за сговоры никого не наказывают. ФАС возбуждала дела и набирала оборотных штрафов от монополистов. В этом смысле уже есть подвижки, но они пока не достаточно серьезны, потому что, скажем, по авиакеросину у нас тоже бывает сговор.
Сажи Умалатова, председатель Российской политической Партии мира и единства:
«Кучка людей будет обогащаться, а народ – вымирать»
- А что ее распознавать, если она везде и всюду? Наш ФАС во главе с Артемьевым совершенно не работает! Если бы это ведомство выполняло свои функции, помогало президенту и премьер-министру в том, чтобы монополисты не могли совершать свои сговоры, то в стране не происходило бы ценового беспредела.
Недавно рано утром, часов в восемь, я зашла на рынок купить сметану. Вижу, пожилая женщина-продавец «наезжает» на молодую даму: «Мы для вас здесь держим цены, а вы себя так ведете!» Дама растерянно отвечает: «Для меня неприемлемы ваши условия. Почему я должна выбрасывать продукты?» Пожилая угрожает ей: «Ну, смотрите, я вас предупредила!» Когда она отошла, я спросила у молодой женщины, а что же случилось. Та отвечает: «Она заставляет меня продавать сметану на 80 рублей дороже». Вот это и есть монопольный сговор, потому что они на рынке тоже «держат цены».
Кстати, я еще собираюсь на этот рынок и посмотрю, есть ли там та женщина или ее уже выжили? Ведь такие вещи делать нельзя, и нужно, чтобы производитель сам мог продавать свою продукцию. Для этого создан антимонопольный комитет и есть соответствующие законы.
Но пока законы, а не созданные чиновниками подзаконные акты, не будут иметь прямого действия, никакого порядка в стране не будет. Кучка людей будет обогащаться, а народ – вымирать.