Президент России Владимир Путин принял участие в торжественном собрании, посвящённом празднованию 90-летия Верховного Суда РФ. Глава государства, в частности, заявил, что Верховный Суд всегда поддерживал прогрессивные судебные реформы и активно участвовал в подготовке кодификации законодательства. Специально для «АН» на вопрос «Какой уклон у российской судебной системы?» отвечают…
Генрих Падва, адвокат, заслуженный юрист РФ:
«И раньше у нас было то же самое, только в других одеждах»
- Обвинительный, полицейский, коррумпированный и зависимый. И выберемся мы из этого лет через сто пятьдесят - двести.
Ведь для того чтобы люди отучились брать взятки и страна была с настоящей правовой системой, должно смениться несколько поколений. Чтобы были совершенно другие взаимоотношения между правосудием и властью, правосудием и людьми. Чтобы судья был настоящей властью, которая решала бы по справедливости и по закону, а не за деньги. А сейчас наш суд - это полное подчинение судебной власти другой, не судебной власти.
Впрочем, и раньше у нас было то же самое, только в других одеждах. Еще при царе-батюшке было ужасное правосудие, а семьдесят лет с лишним - просто кошмар! Сейчас от всего этого надо отвыкать и вводить совершенно другую систему. Требуется абсолютно другое правовое сознание в обществе, а это невероятно трудная вещь.
Во всех цивилизованных странах эта система образовывалось даже не годами – веками. Но самое ужасное вот что. Когда есть какое-то конкретное заказное дело – это понятно, и я знаю, что это заказ - либо денежный, либо от власти. Но почему даже если нет никакого заказа, все равно дела решаются не по закону и не по справедливости!? Это очень трудно понять.
Суд у нас создан, как карательная организация, он и выполняет такую функцию. Ленин говорил: «Суд – это слепое, тонкое орудие в руках господствующего класса». У нас, конечно, не «господствующего класса», но власти, что и должно быть ликвидировано.
Егор Лигачев, депутат Госдумы III созыва, член Политбюро ЦК КПСС в 1985-1990 гг.:
«При Советской власти судьи избирались народом»
- Судебная система не отвечает перед народом, потому что назначается сверху, а при Советской власти судьи избирались народом. Так что при нынешней системе никакой объективности не будет.
Раз они назначаются властью, значит, и служат этой антинародной власти. А вот если бы они избирались, значит, они и отчитывались перед людьми! Раньше было полное право отзывать судей, а сейчас у нас в этой системе антидемократический уклон.
Юрий Скуратов, председатель Национального совета саморегулируемых организаций третейских арбитров и судей, бывший генпрокурор РФ (1995-1999 гг.):
«Либо - государства не будет, либо - придется делать нормальную судебную систему»
- Судебная система колеблется вместе с политической. Может уклониться влево, может вправо, но в основном клонится всё же в сторону власти.
Но по мере того как будут укрепляться демократические институты и развиваться страна, мы преодолеем и «телефонное право», и уклонистов - и правых, и левых, – и у нас будут люди, реально служащие закону. Либо - государства не будет, либо - придется делать нормальную судебную систему.
Михаил Веллер, писатель, философ:
«Двенадцать чернокожих присяжных в 100% оправдают чернокожего подсудимого»
- У нее столько уклонов, что она шатается, как хромая табуретка на корабле в шторм, и ареста без приговора, как правило, не бывает. И у нас удивительно большой процент оправданий, которые выносит суд присяжных в Дагестане, Ингушетии и вообще в том регионе, а это жертва политкорректности.
Если в США по вопросу о преступлении, которое совершил негр, этот вопрос будут решать двенадцать чернокожих присяжных, они практически в 100% оправдают чернокожего подсудимого. Точно так же в тех краях, где продолжает действовать кодекс кровной мести и горской чести, присяжные не должны набираться в тех же местах, где совершено преступление.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции