«Мы прекрасно понимаем, что сами таджики свою границу прикрыть не могут»
27 декабря 2012, 22:27 [ «Аргументы Недели» ]
СМИ напоминают, что не так давно Россия и Таджикистан ратифицировали соглашение о сотрудничестве в области охраны границ. Это может означать, что в недалеком будущем (в случае, если от Таджикистана поступит соответствующий запрос) российские пограничники снова могут быть отправлены на границу Таджикистана и Афганистана. Напоминаем, что до 2003-2004 гг. российские «погранцы» уже охраняли границу в этой среднеазиатской республике, но потом по требованию таджикской стороны охрана границы была передана Таджикистану. Специально для «АН» на вопрос «Зачем российским пограничникам снова охранять таджикско-афганскую границу?» отвечают…
Александр Михайлов,начальник ЦОС ФСБ России (1993-1996 гг.), генерал-майор ФСБ запаса, член Союза писателей РФ:
«Афганский наркотрафик не является для нас первоочередной задачей»
- Это системная проблема, которая требует своего решения. Все мы прекрасно понимаем, что сами таджики свою границу прикрыть не могут. Соответственно, и нам очень сложно прикрывать те свои направления, которые связаны с афганским наркотрафиком и, скажем так, с нелегальной миграцией.
Да, мы решаем задачи глобальной безопасности, а также международные и политические задачи. Так что вопрос нашего присутствия на этой границе – это вполне очевидная задача для нашего государства с точки зрения его безопасности.
С другой стороны, Россия будет просто не в состоянии перекрыть всю таджикско-афганскую границу. Мы прекрасно понимаем степень ее протяженности, сложности ландшафта и т.п. и поэтому сможем прикрыть только какие-то ключевые направления.
По большому счету афганский наркотрафик не является для нас первоочередной задачей, потому что сегодня в России появилось большое количество «собственных» наркотиков, которые значительно превосходят этот самый наркотрафик. И эта проблема очень серьезна!
Сергей Караганов, председатель президиума общественного Совета по внешней и оборонной политике:
«Мы смогли восстановить государственность Таджикистана!»
- Конечно, в том, что российские военнослужащие снова будут охранять таджикско-афганскую границу, нет ничего хорошего. Но если мы не сделаем это, то, к сожалению, как только в 2014 году американские войска покинут территорию Афганистана, сразу произойдет проникновение наркодилеров, всевозможных боевиков и террористов через таджикско-афганскую границу и далее.
Кстати говоря, отнюдь не было ошибкой то, что в свое время прекратилось участие российских войск в охране таджикско-афганской границы. Ведь тогда мы - не больше, ни меньше - смогли восстановить государственность Таджикистана! Надо сказать, что это один из редчайших и величайших случаев в истории – когда успешно было проведено государственное строительство. Несомненно, это было нашим огромным достижением потому, что, кроме нашей российской 201-й дивизии, в Таджикистане не существовало практически ничего.
По-моему, на тот момент там были только какие-то разрозненные племена – и все, то есть никакого государства на этой территории не было и в помине.
Эдуард Воробьев, бывший первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками РФ (1994-1995), депутат Госдумы II и III cозывов, генерал-полковник:
«Я уж не говорю об "эффективности" службы тех, кто теперь призван на один год»
- Главной задачей предполагаемой охраны российскими пограничниками таджикско-афганской границы является максимально возможное недопущение проникновения наркотиков не на территорию Таджикистана, которыми он, как мне представляется, вполне «обеспечен», а далее через Таджикистан, в том числе и в Европу.
Если такое решение состоится, то Россия должна поставить вопрос о том, чтобы государства, в которые попадают наркотики именно с этого направления, принимали некое посильное участие в материальном обеспечении наших войск, находящихся на этой границе. Что касается минусов, то, естественно, будет дополнительная нагрузка на бюджет.
Но самой главной проблемой может стать то, что на границе эффективно смогут нести службу только люди не призывного контингента (я уж не говорю об «эффективности» службы тех, кто теперь призван на один год), то есть те, для кого такая служба становится основной профессией.
Если решение суверенного Таджикистана о защите границы с Афганистаном с участием российских военнослужащих состоится и если после вывода в 2014 году из Афганистана основного воинского контингента США в Таджикистане, скажем, появится военная база США, то нам с американцами надо не противостоять, а сотрудничать.