«Идет реализация либеральной политики превращения денег страны в “гробовые”»
5 декабря 2012, 22:55 [ «Аргументы Недели» ]
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете РФ на 2013-2015 гг. Главной отличительной черта этого финансового документа является жесткое ограничение госрасходов в соответствии с новыми бюджетными правилами. Предполагается, что все нефтяные сверхдоходы будут вновь складываться в нефтедолларовую «подушку» в виде Резервного фонда. Специально для «АН» на вопрос «А есть ли у вас заначка под подушкой?» отвечают…
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
«Ешь, пей, веселись и откладывай как можно больше!»
- Если вы откладываете деньги на «черный день», а он все время затягивается, то деньги постепенно превращаются в «гробовые». Напомню, что за те шесть проблемных месяцев, которые были в конце 2008 -начале 2009 годов, Россия потеряла четверть триллиона долларов. Соответственно, если бы этот кризис продолжался не шесть, а одиннадцать месяцев, то деньги бы просто кончились физически, причем не только те, которые были в бюджете, но и те, которые были в международных резервах Банка России.
Поэтому меня всегда умиляет непоследовательность либералов. Вот к ним приходит обычный человек и описывает ситуацию, схожую с той, которая существует в сегодняшней России. Этот человек говорит, что сегодня неплохо зарабатывает и может откладывать много денег. Правда, он четко знает, что через пару лет его производство закроют, и поэтому задает вопрос: что же ему делать? В таких случаях либералы дают очень правильный ответ: «Родной, иди-ка ты учись, повышай свою квалификацию, конкурентоспособность и т.п. с тем, что когда эта работа кончится, ты перейдешь на другую, и потеря будет для тебя не так чувствительна. Ведь у тебя есть время стать профессионалом в другой – востребованной - сфере».
А вот когда к либералам вместо одного человека «приходит» страна, то они говорят прямо противоположные вещи и уже дают такой совет: «Нет, не надо ни о чем думать! Ешь, пей, веселись и откладывай как можно больше, а когда наступит «черный день» и ты потеряешь работу, тогда и проедай свою заначку». При этом они прекрасно понимают, что заначку можно проедать год-два, а потом она кончится и страна просто сдохнет!
То есть, отдельно взятого человека им жалко, а целой страны – абсолютно не жалко. Весьма вероятно, они просто считают, что этой страны просто не должно быть, - и такая точка зрения очень распространена среди либералов.
Поэтому у нас и идет реализация либеральной политики превращения денег страны в «гробовые». То есть происходит конвертация сегодняшней российской конкурентоспособности в хорошее место на престижном кладбище.
А что касается того, что я храню «под подушкой», так это рубли. Говоря научным языком, это – оперативный резерв. А если сказать по-русски, то – заначка. Скажем, если вечером через десять минут после закрытия последнего банка происходит какая-то катастрофа, и нужно срочно потратить деньги (ждать до утра – поздно, а до друзей - не дозвониться), то и берешь эти сбережения. То есть деньги не то что на «черный день», а даже на «черную минуту».
Вот это и есть заначка. Она, естественно, не очень большая, потому что это не очень выгодно – отвлекать деньги от оборота. Но именно она позволяет чувствовать себя уверенно в любую минуту. Раньше она была в долларах, а сейчас, уже несколько лет, – в рублях.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:
«Практика формирования Резервного фонда – это тот же грабёж, та же коррупция»
- Стараниями нынешней власти мы замораживаем российские средства в фонде, созданном исключительно для экстренной поддержки коммерческих банков в случае кризиса. И ведь при этом государство занимает деньги под большие проценты! По-моему, невозможно согласиться с тем, что такая политика защищает экономические интересы страны.
Сложившаяся практика формирования Резервного фонда – это во многом тот же грабёж, та же коррупция, только осуществляемая на формально законных основаниях.
Кстати говоря, ещё никогда согласование проекта бюджета России не сопровождалось такими многочисленными противоречиями между президентом и премьер-министром. А ведь параметры бюджета не соответствуют ни бюджетному посланию президента, ни его предвыборным обещаниям и подписанным в мае этого года указам, которые предусматривают увеличение расходов на социальную сферу.
О качестве социальной политики свидетельствует нищенская средняя пенсия по России – всего 9,7 тыс. руб. То есть, учитывая реальный рост цен и тарифов, наименее защищённая часть граждан продолжит беднеть и нищать. Расходы на социальную политику в 2013 году не возрастут, а, наоборот, реально снизятся почти на 4% , и эта же тенденция, к сожалению, сохранится и в 2014-2015 гг.
Евгений Ясин, научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики:
«Такое правило известно всем»
- «Под подушкой» у меня ничего нет, потому что все те деньги, которые сберегаются, лежат в Сбербанке и в инвестиционном банке (кроме, естественно, «оборотной кассы», то есть тех средств, которые нужны на каждый день). Сбережения есть и в рублях, и в евро, и в долларах: надо диверсифицировать капитал. Такое правило известно всем.
Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко»:
«Резко возрастает риск недофинансирования образования и здравоохранения»
- В бюджете предусматривается резкое снижение расходов на образование и здравоохранение, а ведь в условиях погружения экономики во вторую волну кризиса резко возрастает риск недофинансирования образования и здравоохранения.
До 2012 года включительно расходы из федерального бюджета на образование и здравоохранение росли, и теперь было бы неправильным резко снижать расходы антикризисной направленности с тем, чтобы происходило стимулирование внутреннего спроса.
Елена Пенухина, эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП):
«Такая политика неминуемо скажется на темпах экономического роста»
- Мы опять переходим к накоплению нефтегазовых фондов. Их объем будет держаться примерно на уровне 9% ВВП, что, конечно, дает большую «подушку безопасности» на случай кризиса, но ведь при этом экономика лишается очень важного ресурса для развития. Так что принятый бюджет можно скорее охарактеризовать как бюджет стабилизации, нежели как бюджет развития, а такая политика неминуемо скажется на темпах экономического роста. Ведь именно госрасходы являются одним из факторов экономического роста.