Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

«Крупные российские компании не имеют стимулов для инновационного развития»

, 21:42

Дмитрий Медведев назвал ситуацию в российской экономике «предгрозовой». Правительство видит спасение в продуманной программе бюджета, успешной приватизации и улучшении инвестиционного климата. Специально для «АН» на вопрос «А что может стать точками роста российской экономики?» отвечают…

 

Сергей Борисов, зампред Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

«Малый бизнес в России показал свою эффективность»

- Знаете, несмотря на все трудности, малый бизнес в России показал свою эффективность даже в кризисные годы. А вот крупные российские компании, ориентированные, прежде всего, на экспорт энергоносителей, в силу своей специфики и почти монопольного положения, не имеют стимулов для инновационного развития. Более того, в то время как крупные компании вынуждены были сокращать персонал и налоговые выплаты, чтобы оптимизировать издержки, собираемость налогов с малого и среднего бизнеса выросла более, чем на 20%.

Эти крупные компании уже заняли свои ниши и не проявляют никакой активности Что ж, всем известно, что под лежачий камень и вода не течет, а стимулом для инноваций является только острая конкуренция.

В первую очередь, конкуренция возникает между предприятиями малого и среднего бизнеса, которые в условиях ограниченных ресурсов сражаются между собой за конечного потребителя.

Вступление России в ВТО очень поспособствует обострению внутренней конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства в России. Хотя крупные игроки рынка уже стонут и жалуются, что ужесточение конкуренции лишает их дешевой рабочей силы.

Олег Замулин, профессор Российской экономической школы:

«Должна быть проведена очень серьезная работа по борьбе с коррупцией»

- Дальнейший рост возможен только за счет очень интенсивного инвестирования новых мощностей. Но все это требует хорошо отлаженной работы правоохранительных органов, системы защиты прав инвесторов, четкой работы судебной системы.

Также должна быть проведена очень серьезная работа по борьбе с коррупцией, то есть должна быть подготовлена институциональная среда, которая позволила бы инвестировать большие средства, которые не потеряются. Это и есть то главное, чего сейчас не хватает нашей экономике.

Я слабо верю в то, что в ближайшие пару лет экономика действительно будет активно расти. Дело в том, что до кризиса большинство неиспользованных возможностей в экономике были использованы.

Наталья Смородинская, руководитель Центра полюсов роста и особых экономических зон Института экономики РАН:

«Государство может содействовать этому только в виде поощрения»

- В данном случае глобальная тенденция совершенно очевидна. Точками, полюсами и даже очагами роста могли бы стать кластеры. Это новое базовое звено глобальной экономики ХХI века – мировой и, соответственно, национальных экономик.

Кластеризация экономики – то, что происходит на смену сугубо отраслевому строению экономики, и связано с переходом к новой экономической реальности.  

В индустриальную эпоху точками роста экономики считались регионы-лидеры, отрасли-локомотивы, отдельные предприятия, особые экономические зоны, а теперь меняется национальное и структурное строение экономики. Сейчас стоят вопросы формирования сетевых сообществ кластерного типа, где предприятия самых различных отраслей объединены в виде горизонтальных партнерских взаимодействий. Такое единство  как раз и позволяет им быстрее реагировать на происходящие в мире перемены.

Кластерные системы открытого типа, и формируются они не сверху, как у нас принято думать. Это движение идет снизу, а государство может содействовать этому только в виде поощрения. Если в индустриальную эпоху промышленная политика состояла в том, что государство поощряло отрасль за отраслью и стимулировало их, то сейчас мир переходит к новой промышленной, то есть кластерной политике. 

Екатерина Журавская, научный руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок:

«Это вопрос государственного невмешательства»

- Что касается точек роста - это вопрос государственного невмешательства. Сейчас о точках роста говорить не то, что рано, а, по-моему, просто бессмысленно.

Владимир Сальников, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

«Мы зависим от мировой конъюнктуры»

- Механизма устойчивого роста пока, к сожалению, не сформировано. Ситуация в мировой экономике остается не ясной. Мы зависим от мировой конъюнктуры, и поэтому сейчас все крайне осторожны в плане формирования неких планов послекризисного развития.

Сегодня можно говорить лишь в сослагательном наклонении о том, какими могли бы быть эти точки роста. А если они сейчас и есть, то именно те, которые связаны с прошлыми инвестициями в части импортозамещения на особо быстрорастущих в докризисный период рынках.  

Естественно, не приходится говорить, что это какие-то драйверы роста, потому что сектора все-таки слишком маленькие. А вот именно драйвером роста, по идее, мог бы стать некий сегмент, связанный со строительством, правда, для этого нужны очень серьезные усилия со стороны государства, которые пока, как я понимаю, не предприняты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram