«Этим вузам предстоит тяжелейшая работа!»
22 ноября 2012, 22:43 [ «Аргументы Недели» ]
Как известно, Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга вузов. Всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По итогам мониторинга, у 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности. Специально для «АН» на вопрос «Как сделать так, чтобы госуниверситеты достигли мирового уровня?» отвечают…
Валерий Рязанский, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, депутат Госдумы II-V созывов:
«… чтобы на преподавательскую работу приходили молодые кадры»
- Для тех 14 университетов, которые стали национально-исследовательскими, уже пройден некий первый этап, который они выдержали, то есть стали лучшими среди 126. А дальше это высокое звание надо будет подтверждать, ведь оно не дается пожизненно.
На эти цели государством предусмотрено достаточно серьезное финансирование, которое должно будет помочь вузам в рамках этих программ выйти на мировой уровень преподавания, научных и лабораторных исследований, повышения качества студенческой и научно-исследовательской работы, а также на создание и укрепление научно-педагогического состава и создание научно-педагогических школ внутри этих университетов.
Все это есть в программах, связанных с усовершенствованием высшего образования, и, честно говоря, этим вузам предстоит тяжелейшая работа! Это будет тот экзамен, который им придется выдерживать в течение всех 10 лет. А вот скатиться с этой высокой горки для того коллектива и университета, который не выдержит испытания временем, потом будет очень болезненно.
Что нужно сделать, чтобы удержаться? Безусловно, модернизировать научно-производственную и учебную базу, - для этого мы будем помогать вузам соответствующим финансированием. Также нужно заняться вопросом повышения квалификации своих кадров и восстановить добрую традицию повышения квалификации преподавательского состава.
Нужно сделать так, чтобы на преподавательскую работу приходили молодые кадры с современным образованием. Нужно привлечь для преподавательской и научно-исследовательской работы ведущих специалистов из отраслей промышленности.
Не очень давно в рамках программы «Кадровый резерв» я встречался в Курске с молодыми ребятами, которые, окончив местный госуниверситет, уходили либо в бизнес, либо на государственную или муниципальную работу, также на производство, в юриспруденцию или в банки. Но потом многие из них возвращались к преподавательской работе, - и это дорогого стоит!
Человек, понюхавший пороха практической жизни и обогатив практикой свои теоретические знания, возвращается в студенческие аудитории уже с другим багажом, и его преподавание для студентов, для вузов и для страны уже гораздо более ценно.
Михаил Жванецкий, писатель:
«Правда, грузчики потом меня этому научили»
- Они достигнут мирового уровня, когда от нас перестанут бежать люди с мозгами и когда в наших университетах будет кому преподавать. Сколько бы студентов ни поступало, но если некому преподавать, то все так и останется. И, возможно, нужно ввести некий международный принцип учебы для того, чтобы люди лучше специализировались в своей профессии.
Например, я закончил Институт инженеров морского флота и пришел на работу, где абсолютно ничего не знал. Я получил специальность инженера-механика по оборудованию портов, но, помню, никак не мог завести компрессор.
Да, теоретически я знал сопромат, теорию машин и механизмов, но не знал, почему же он не заводится. Правда, грузчики потом меня этому научили. Они очень долго наблюдали за тем, как я мучаюсь, и когда поняли, что я совсем выбился из сил, подошли, сунули горящий факел в карбюратор, что-то крутанули – и компрессор завелся.
Зачем мне нужна была теория машин и механизмов, если я не мог, например, завести трос в портальный кран? Правда, через год работы я и этому научился.
Светлана Горячева, зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы Госдумы:
«Не думаю, что за образованием нужно обязательно тащиться в Москву»
- Я не думаю, что за образованием нужно обязательно тащиться в Москву. Например, у нас в Приморском крае, в хороших университетах, тоже можно получить очень хорошее образование.
Мой сын учился в Дальневосточном государственном университете, правда, заканчивал уже в Москве, но только потому, что я к тому времени стала депутатом и переехала сюда. И мой муж закончил этот же университет, и я. По-моему, главное не то, где ты учился территориально, а твое отношение к учебе и полученные знания.
Наталия Нарочницкая, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы:
«И государства во всем мире за этим следят»
- Знаете, для Запада мы все равно варвары, а он, Запад, хороший! Им бесполезно доказывать, что Иван Грозный за 30 лет царствования загубил людей в 10 раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь.
Еще в советское время мой отец, будучи академиком педагогических наук, был в составе двухсторонних комиссий по учебникам истории, издаваемых совместно с разными странами. Скажем, советско-германская комиссия по освещению истории друг друга в учебниках.
Так что это не только наша проблема, и там люди тоже понимают, что история и философия – это питомники человеческих идеалов и создателей некой мировоззренческой рамы. И государства во всем мире за этим следят, потому что люди все воспринимают на уровне мировоззренческих аксиом, а не документов.