«У нынешнего шабаша в стране большие перспективы!»
14 ноября 2012, 21:05 [ «Аргументы Недели» ]
Генеральная прокуратура России направила министру культуры РФ представление в связи с многочисленными нарушениями норм о сохранности объектов музейного фонда и охраны объектов культурного наследия. Специально для «АН» на вопрос «Можно ли уберечь музеи от краж?» отвечают…
Амаяк Акопян, артист, иллюзионист, заслуженный артист России:
«Мы живем в золотой век для шарлатанов, самозванцев и аккредитованных аферистов»
- Надо оберегать от негодяев все общество, а это значит, что нужно обращаться к самим себе. Мы живем в золотой век для шарлатанов, самозванцев и аккредитованных аферистов. Я не говорю, что такого не было пятьдесят лет назад. Было! Но с духовностью тогда дело обстояло лучше: люди чаще бывали в музеях и восхищались всем тем, что способен создать человек.
Сейчас мы вроде бы стали богаче и веселее. Но на самом деле это не так. Все идет от бездуховности. Я уверен, что у нас в стране нет таких олигархов-ценителей, которые заплатили бы сотни миллионов долларов за кражу, скажем, картины Ренуара из музея. Ну, нет у них такого образования! Воровать и красть из музеев у нас будут для того, чтобы свести концы с концами.
Сегодня гораздо проще влезть в Эрмитаж и похитить произведение искусства, чем даже машину угнать. У меня такое ощущение, что у нынешнего шабаша в стране большие перспективы! И никакая уникальная и совершенная техника не поможет. Для нее у наших людей лом есть..
Ольга Свиблова, директор мультимедийного комплекса актуальных искусств «Мультимедиа Арт Музей Москва»- музея «Московский дом фотографии»:
«Кражи в музеях часто возникают при содействии самих сотрудников»
- Думаю, что от краж вообще ничего нельзя уберечь! Как здравый человек и жена страховщика могу сказать, что если людям очень хочется украсть, то они делают это и никакие системы безопасности их не останавливают. Однако минимизировать риск краж можно.
Но из самих музеев, где висят работы, крадут не так часто. К сожалению, кражи в музеях часто возникают при содействии самих сотрудников. Мы говорим о кражах из фондов, которые бывают не только в России, но и во всем мире. Чтобы избежать этого, во-первых, надо повышать уровень секьюрити внутри самого музея, а во-вторых, создавать такие условия, чтобы у сотрудников не возникало желание украсть.
Если иметь в виду наши отечественные музеи, то нужно бы для начала с уважением относиться к труду музейных работников и сделать их зарплату отвечающей хотя бы среднему прожиточному минимуму.
А ведь крайне тяжело найти людей, которые могут работать в музейных фондах! Здесь стоит вопрос: «А что ты больше любишь?» Если ты любишь деньги, то ты пойдешь их зарабатывать, а если любишь искусство, то свяжешь с ним жизнь. Это общемировая проблема, но в России она стоит особенно остро.
Когда я узнала, сколько до недавнего времени получали сотрудники одного федерального музея, расположенного в Москве, то у меня волосы просто встали дыбом! Мне даже страшно произносить: «Полторы тысячи рублей в месяц». Пусть те, кто их содержит, несут ответственность за это!
Но и все равно московским музеям чуть легче, потому что есть добавка от городских властей. Однако есть базисные вопросы, в которые все упирается: если мы хотим, чтобы наши фонды были в порядке, то мы должны быть уверены, что хранители имеют собственное достоинство.
И, разумеется, надо совершенствовать системы секьюрити. У нас стоят все необходимые камеры слежения, железные двери и предусмотрены личные кодовые замки, которые позволят осуществить круглосуточный контроль, кто, когда и зачем входил. Это очень важный фактор, который позволяет более-менее отвечать за хранение. Ведь как и каждый директор музея, я не сплю ночами!
Аркадий Арканов, писатель:
«Ведь за этим стоит какое-то человеческое начало»
- Кража, например, из Эрмитажа – это разновидность варварства, которого у нас очень много. Это для нас с вами украденные вещи не имеют цены, а для того, кто украл, они имеют вполне определенную цену. Какая им разница, если сейчас человека на улице за тысячу рублей убить могут!
Я мог бы условно понять человека, который украл бы из церкви икону и оставил бы ее у себя дома, то есть не с целью продажи и наживы он шел на это.
И если бы я был судьей, то для меня это было бы неким оправданием при вынесении приговора. Ведь за этим стоит какое-то человеческое начало: ему хочется, чтобы вещь была именно у него, он никому ее не продаст и будет хранить у себя. А за кражи с целью наживы надо карать и не искать никаких оправданий!