Коррупционные скандалы в очередной раз сотрясают страну. Это и Миноборны, и ГЛОНАСС, и региональные министры-взяточники и т.п. В очередной раз предлагаются и различные меры по борьбе с этим злом. Например, руководитель администрации Президента России и председатель наблюдательного совета АНО «Евроазиатский центр изучения, сохранения и восстановления популяций леопардов» Сергей Иванов (почему-то оговорившись, «не как глава администрации президента, а просто как гражданин Иванов») предлагает ввести в качестве санкции по отношению к коррупционерам конфискацию имущества. Специально для «АН» на вопрос «А вы бы под какую сферу деятельности первым делом разработали антикоррупционный стандарт?» отвечают…
Аркадий Баскаев, член Президиума национального гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, депутат Госдумы III-Vсозывов, бывший член комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции:
«Именно туда идут бизнесмены, чтобы “решать свои вопросы”»
- Главное – это, по-моему, сфера административного управления. Это и муниципалитеты, и аппараты различных государственных учреждений, где решаются вопросы, связанные с недвижимостью, землей, строительством, потребительским рынком и тому подобное. Ведь именно туда идут бизнесмены, чтобы «решать свои вопросы».
И еще, безусловно, подобный стандарт нужен для правоохранительной системы, а также в области медицины и образования. Я уверен, что те составляющие, которые я назвал, и есть самые главные коррупционноемкие сферы нашей жизни. Да, коррупция может проявляться и в других областях, где-то на бытовом уровне, но это уже не так серьезно.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
«50 дольщиков одного предприятия заявляли, что их подписи подделаны»
- Прежде всего, для судебной. Конечно, в коррупционной системе нельзя сделать только суд совершенно прозрачным, потому что она сама по себе регенерирует коррупцию, и тем не менее суд – это основа!
Да, у нас прошла судебная реформа, но она уже признана неэффективной. Для того чтобы обеспечить максимальную прозрачность судебной системы, все судебные заседания должны записываться не только в протоколы (из которых многое может исчезнуть), но и с помощью технических средств с тем, чтобы можно было в любой момент воспроизвести нужное высказывание судей, которые за последнее время просто обнаглели!
Например, мы сами участвовали в процессе о рейдерском захвате, где 50 дольщиков одного предприятия заявляли, что их подписи подделаны, и они требуют экспертизы. Но судья говорит: «Я не вижу оснований».
Необходим анализ проведения дел по коррупционным признакам. Ведь совершенно понятно, если у одного судьи слишком много неправовых решений, значит, это не судейская ошибка, но система. И, самое главное, если есть жалоба на судью, то должно быть не просто заседание судейской коллегии, но состязательный процесс с участием сторон.
Ирина Рукина, член координационного совета - начальник департамента международного сотрудничества Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор:
«Эта ржа разъела систему, связанную с выборами законодательных органов»
- В первую очередь, это госзаказ и поставки для госнужд. Ведь система «откатов» родились именно здесь! Причем, это касается как госзаказа, так и региональных заказов потому, что эта система действует в каждом регионе. Подобные вещи практически не ловятся или ловятся очень тяжело. Ведь деньги перечисляются на счета фирм, которые, сразу обналичив их, частично возвращают тем благодетелям, которые это заказ и организовали.
Именно поэтому мы сели на иглу импорта и поставляем в Россию в основном импортное оборудование, причем, даже в тех сферах, где вполне можем сделать его сами. Самое коррупционное законодательство – именно законодательство о госпоставках, а это страшнейшая вещь! Это разъедает практически все отрасли народного хозяйства, особенно, ЖКХ и стройкомплекс, где возврат не 40-50%, а 70%.
Естественно, фирмам не удается полностью выполнить задачу, поэтому они и идут на нарушение технологий. Скажем, кладут слой асфальта не 8 см, а 3 см и т.д. Кстати, в ЖКХ есть система использования давно отработанных материалов – тех же труб, арматуры и т.п. Срок годности кончился, но их подкрашивают, подмазывают и продают как новые. И это приобрело сейчас огромные масштабы!
И еще. Огромные средства платят нашим компаниям за то, чтобы купить их разработки и положить на полку – для того чтобы это не внедрялось нашей промышленностью. И рейдерства у нас меньше не стало, а это договоренности правоохранительных органов, судебной системы и т.п. – тоже коррупция.
Ни одна наша компания, имеющая офис, здание, землю сейчас не может быть спокойна, потому что в любую секунду это могут отобрать. А еще эта ржа разъела систему, связанную с выборами законодательных органов и назначениями на «хлебные места», чего раньше не было.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции