«Очень важно, чтобы со стороны Арктики для нас не возникло угроз»
24 октября 2012, 17:47 [ «Аргументы Недели» ]
Береговые войска Северного флота впервые в истории ВМФ высадили морской десант на необорудованное побережье острова Котельный. Он входит в архипелаг Новосибирских островов, между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Одной из основных целей учения была проверка готовности десантных подразделений береговых войск Северного флота выполнять задачи по обеспечению безопасности отдаленных научно-исследовательских, промышленных или энергетических объектов, которые обособленно расположены в различных районах Арктики. Специально для «АН» на вопрос «А какой интерес России в Арктике?» отвечают…
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке:
«Зато наш Северный флот занимает более выгодное стратегическое положение…»
- На протяжении многих веков мы были надежно прикрыты с севера. И теперь очень важно, чтобы со стороны Арктики для нас не возникло каких-то угроз, скажем, со стороны подводных лодок или самолетов, принадлежащих нашим вероятным недругам.
Да, для нас важно, чтобы Север был спокоен, но ведь Арктика – это огромное скопление ресурсов, и поэтому там будет разгораться довольно жесткий спор о принадлежности этих углеводородных запасов. Такой спор вполне может перерасти в вооруженную конфронтацию, так что сейчас Россия хочет утвердиться там с правовой точки зрения, тем более что мы видим, как в этом регионе стали появляться вооруженные компоненты других претендентов на эти богатства.
Предстоит мощный политико-правовой спор с использованием экономических рычагов и возможностью некой демонстрации вооруженных сил. Да, натовские эскадры сильны, особенно если туда будут включены английские ядерные подлодки; силен и флот США. Но это вовсе не означает, что все их силы будут сосредоточены в Арктике.
Зато наш Северный флот занимает более выгодное стратегическое положение, поскольку в том регионе находятся пункты его базирования.
Так что наш флот опирается на тыловую систему обеспечения, а его потенциал прирастает еще и как береговой, так и стратегической авиацией. Однако сейчас стороны, претендующие на эти запасы, просто завышают планки своих позиций с тем, чтобы потом в каком-то компромиссном договоре, что называется, получить свою долю.
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:
«… и для собственных нужд, и для обеспечения Европы»
- В Арктике есть возможность добычи очень серьезных объемов нефти и газа. Да, сегодня там еще слишком мало разведанных месторождений, но перспективные структуры уже есть. Более того, рядом с полуостровом Ямал открыты целые серии месторождений на шельфе, которые содержат несколько триллионов кубических метров газа, а это огромные богатства.
Но более известны месторождения «Штокман», «Приразломное» и многие другие большие потенциальные ресурсы нефти и газа. Однако для того чтобы ресурсы превратить в запасы, нужно провести разведку, бурить скважины и т.п. На Баренцевом у нас пока на 10% разведанной структуры, а в других северных регионах и того меньше…
Но лишь одно штокманское месторождение имеет более 3 трлн. кубических метров газа, то есть спокойно можно добывать 100 млрд. в год. А месторождение на шельфе полуострова Ямал вообще содержит около 11 трлн. кубов, то есть там можно добывать такие объемы газа, которых нам не хватает и для собственных нужд, и для обеспечения Европы.
Андрей Кокошин, бывший депутат Госдумы, доктор исторических наук, профессор, академик РАН:
«В этом смысле у нас кое-что есть и, думаю, будет еще…»
- В Арктике сосредоточены большие богатства. Мы там в огромных масштабах добываем нефть и газ, собираемся строить платформы и т.д. Все это – вопросы экономического бытия, в которых свою роль сыграют дипломаты, ученые и политики. А для того чтобы все это держать, нужна крепкая сила. В этом смысле у нас кое-что есть и, думаю, будет еще…