«Во многих государствах идет тотальное декларирование имущества»
27 июля 2012, 17:21 [ «Аргументы Недели» ]
Представитель руководства «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк и депутат от оппозиции «эсер» Илья Пономарев внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий ответственность чиновников за недостоверные сведения о своих доходах и имуществе. В соответствии с данным проектом закона, максимальный размер штрафа для этих лиц может составить до 5 млн. рублей. Его придется заплатить, если определенный законопроектом круг лиц, замещающих государственные должности, а также депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представит недостоверную информацию о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также об открытии счетов в иностранных банках и приобретении имущества за границей. Специально для «АН» на вопрос «Ну и что?» отвечают…
Татьяна Москалькова, зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками (фракция «Справедливая Россия»), доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор милиции:
«У граждан создается впечатление…»
- Сейчас в первом чтении мы приняли закон не только о декларации доходов, но и о законности происхождения этих доходов. То есть, если имущество приобретено на средства, которые не были задекларированы в течение последних трех лет, то оно принадлежит изъятию в доход государства. Таким образом, мы уже вышли на международный уровень проверки соответствия доходов и расходов госчиновников, что, безусловно, является мощным антикоррупционным инструментом. Что ж, посмотрим, как он начнет работать.
Конечно, здесь могут возникать вопросы, типа, а если человек всю жизнь копил на это приобретение? Самое главное, чтобы не получилось так, когда добропорядочные люди оказались бы в более ущемленном положении, чем те, кто незаконным путем собирал свои доходы, «раскидывал» их на других родственников, уходил от налогов и т.п. Как известно, сейчас декларируются доходы должностного лица, его супруги и несовершеннолетних детей. Конечно, здесь выпадает большой круг людей, на которых можно разместить это имущество, включая взрослых детей. А ведь во многих государствах идет тотальное декларирование имущества и граждан, занимающихся коммерческой деятельностью, и тех, кто работает в государственных структурах. В этом случае действительно можно видеть весь спектр движения денежных потоков и приобретения имущества. Так что следующим шагом, на мой взгляд, можно было бы взять на вооружение это международное законодательство.
Как минимум, на протяжении последних двух созывов сложилась такая традиция, что, поскольку большинство голосов принадлежит партии «Единая Россия», все разумные законодательные инициативы, внесенные оппозиционными партиями, просто отвергались. Но через какое-то время эти же законопроекты, причем даже без каких-либо дополнений (или с несущественными изменениями) вносятся уже от имени «Единой России». Поэтому у граждан создается впечатление, что принимаются и имеют разумный смысл и содержание только законопроекты «Единой России». На самом деле с этой инициативой неоднократно выступали и коммунисты, и «Справедливая Россия». По крайней мере, это публично заявлялось, и в Госдуму вносились законопроекты, касающиеся не только имущественных взаимоотношений, но и ЖКХ, и других животрепещущих тем.
Только в последнее время более конструктивно стали рассматриваться законопроекты оппозиционных партий. Думаю, что, в первую очередь, это связано со сменой руководства нашего парламента и с приходом Сергея Евгеньевича Нарышкина, который достаточно объективно ведет себя по отношению ко всем партиям и задает тон демократического обсуждения.
Гавриил Попов, советник мэра Москвы С. С. Собянина на общественных началах, президент Международного университета в Москве, доктор экономических наук, профессор, член РАЕН:
«Коррупция – это один из вариантов ведения дел»
- Реальная, а не декларативная борьба с коррупцией невозможна в принципе. Ведь коррупция – это один из вариантов ведения дел. А вариантов-то всего два: второй - это открытая конкуренция, когда и демократическая система, и свободные СМИ (как средство контроля), и независимые суды. Правда, и в этом случае нельзя исключить коррупцию потому, что пока будет госсектор, она просто неизбежна.
Государственным сектором руководят чиновники, и они не могут руководить миллиардами, сами получая гроши. Опасность коррупции неизбежна, но проблема в масштабах.
У нас это массово, потому что отсутствуют альтернативные механизмы. Если и вы, и я сталкиваемся с какой-то проблемой и выясняем, что, заплатив некую сумму, прямо сейчас получим бумажку, то мы же не ходим за ней пять дней, а платим. Искусственно создан такой механизм, что для оплаты, скажем, штрафа ГАИ нужно потратить массу времени.
Что касается борьбы нашей «оппозиции»… Это не оппозиция, а просто обиженные участники дележа. И все равно позитивно, когда они борются, потому что их деятельность ограничивает произвол бюрократии. Но только помани их в Кремль – и они туда сразу побегут. Это по-своему идейные люди, но в большом социальном плане они хотят входить в номенклатурную власть и соучаствовать уже там.
Юрий Скуратов, председатель Национального совета саморегулируемых организаций третейских арбитров и судей, бывший генпрокурор РФ (1995-1999 гг.):
«Им только кажется, что сейчас, будучи при власти, они замели все следы»
- Я полностью поддерживаю программу борьбы с коррупцией. Кстати, ее проект генпрокуратура предлагала еще при Ельцине, а Чубайс, будучи главой администрации, зарубил ее. Пусть и с опозданием на 10 с лишним лет, но все же государство вышло на нее, потому что сама жизнь заставляет. Но мне интересно, что двигало, скажем, тем же Медведевым, когда он выдвигал эту идею? Понимает ли он, с какими трудностями столкнется? Если он настроен на серьезную борьбу, то ему придется начинать со своего близкого окружения. Тогда я перед ним сниму шляпу и буду помогать, чем только смогу.
Мы живем в глобальном мире, и все, что у нас в стране делается не по закону, обязательно фиксируется. Запомните мой прогноз: для многих наших лидеров все это еще отольется! Им только кажется, что сейчас, будучи при власти, они замели все следы. Но если борьба коррупцией лишь продекларирована, то все будет зависеть оттого, чего добьются правоохранительные органы. Тут попадутся просто мелкие сошки.