«Инженерно-технический состав находится на уровне маргиналов»
27 июня 2012, 16:30 [ «Аргументы Недели» ]
Похоже, Чубайс опять вышел сухим из воды. Следствие по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС закончилось, а он там и не упоминается, хотя в свое подписал акт об ее приемке. Чубайсу прощено воровство во время выборной кампании-1996 (знаменитая «коробка из-под ксерокса»), Анатолий Борисович сегодня сидит в «Роснано» и непонятно на что и куда «пилит бабло», готовя приватизацию этой конторы. Специально для «АН» на вопрос «Кто же он такой - инопланетянин, агент Госдепа или просто хитромудрый жулик, которому всегда удается удается выходить из воды сухим?» отвечают…
Владимир Рубанов, член президиума Совета по внешней и оборонной политике, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:
«Ребята-финансисты командуют так, как у них получается»
- Мы очень часто ищем человека, который что-то сделал неправильно. Но на самом деле вопрос заключается в том, что должна быть ответственность. Люди позволили снизить контроль и подписать документы без мнения технических экспертов. Это и есть прямая ответственность. Сам «верхний руководитель» может и не иметь отношения к аварии, но условия, при которых оказалось возможным снизить порог технологической экспертизы, - вот за это он и должен отвечать, потому что это его прямая вина! Произошла техногенная катастрофа, и ее причины, конечно, не случайны. Это связано с целым рядом факторов.
Например, много раз говорили о факторе изношенности оборудования, что и создает огромную опасность техногенных катастроф. Не секрет, что у технологий есть своя логика: есть люди, которые считают проценты и вносят в план некие коррективы, но это совсем не значит, что они могут правильно организовать работу оборудования. То есть во всем нужна правильная кадровая политика, а наша кадровая политика привела к тому, что технический состав сейчас обучен, что называется, ниже плинтуса. Здесь должны приниматься решения с учетом мнения технарей, но они сейчас находятся в таком положении, что вынуждены либо переквалифицироваться на маркетологов, либо уезжать за границу. Или они просто спиваются. Инженерно-технический состав, который являлся гордостью всего этого и поднимал, скажем, ту же Саяно-Шушенскую ГЭС, сейчас находится на уровне маргиналов. Вот ребята-финансисты и командуют так, как у них получается. Они и докомандовались, и мы имеем то, что имеем.
И еще. Сама по себе идея о том, что все вопросы можно решить с помощью макроэкономического регулирования, мол, рынок сам все возьмет и исправит, - такая идея является абсолютно несостоятельной. Техносфера требует управления, что подтверждается не только веками, но и умами, знаниями, навыками и умениями. Так что и были допущены стратегические просчеты в отработке схемы управления сложным технологическим комплексом, к которым относится и Саяно-Шушенская ГЭС. Нужно, как говорится, проявить соответствие в организации управления. Основная задача, которая сейчас ставится перед бизнесом, сформулирована просто: извлечение прибыли. Вот люди прибыль и просчитывали, экономя на материалах, профилактике, на зарплатах инженеров и тому подобном. Вот мы и получили «хорошую прибыль»… Да, прибыль, конечно, имеет значение, но как только мы ставим ее поверх всего, то и получаем Саяно-Шушенскую ГЭС. Оборонно-промышленное сообщество, с которым я был связан долгие годы, предупреждало об этом еще с 1991 года. Мы говорили: ребята, вы дождетесь. Они и дождались.
Юрий Сараев, член правления Совета ветеранов атомной энергетики России, директор Смоленской АЭС в 1976-1986 г., директор Чернобыльской АЭС в 1986-1988 гг. (после катастрофы):
«Им все как с гуся вода!»
- То, что натворил Чубайс, просто страшно! Как после бомбежки!.. Он все раздробил, намереваясь создать конкурентную среду в энергетике. Но эти кусочки совсем не конкурируют. В результате растаскивают и добивают последние средства, а цена на электроэнергию растет чуть ли не каждый месяц. Почему за счет налогоплательщиков происходит дорогостоящее восстановление таких вот объектов? А владельцы и дальше владеют своими акциями. Понятно, что государство должно помогать и вносить свою долю, но почему же ничего не вносят они, частный капитал? А ведь подобное творится просто сплошь и рядом! Вот когда с них за это будут взыскивать и конфисковывать, тогда они и будут следить за тем, что эксплуатируют, и тогда было бы меньше аварий. Ну, посадили директора и, скажем, начальника смены или инженера, а владельцы, как говорится, пошли дальше. Им все как с гуся вода!
А ведь подобное творится не только на Саяно-Шушенской ГЭС! Сейчас вообще не вводится никаких мощностей, и все работает на износ. В результате раздробления единой энергосистемы по чубайсовскому сценарию мы и получили все это! Теперь производством никто и не занимается, зато огромное количество управленцев. Я больше, чем уверен в том, что директор Саяно-Шушенской ГЭС не может самостоятельно принять на работу или уволить ни одного человека, и все это согласовывается по месяцу. Идет страшный износ основного оборудования, построенного в советские времена. Ничего не ремонтируют, ничего не меняют, и оборудование обновлять некому...
Виктор Кудрявый, научный руководитель Центра «Оптимизация управления в электроэнергетике», бывший начальник главного технического управления Минэнерго СССР, замминистра энергетики России в 1996--2003 годах, доктор технических наук:
«Что, у нас там все коммерсанты или «откатчики»?..»
- Саяно-Шушенская ГЭС - это самое лучшая и ответственная электростанция во всей энергосистеме страны! Я не говорю, что там лучшая форма эксплуатации, ремонта и всяких запасов. Но в том режиме, в котором она работала, она играла главную роль не только в Сибири, но частично даже в европейской части страны. Эта авария – очень серьезная потеря для энергетики, и наши гидротехники таких аварий и припомнить не могут. Хотя, надо сказать, что за рубежом были и более серьезные. Мы по инвестициям сейчас отстаем не менее чем на 10 лет, а мощностей вводим в 2-3 раза меньше, чем нужно. Устаревающие мощности работают с огромной перегрузкой, а при таких обстоятельствах должна быть просто идеальная диагностика и идеальный ремонт. Сейчас нет ни того, ни другого! Раньше был специализированный ремонт, который имел три ступени: собственно на предприятиях, потом в энергосистемах и холдингах, и дальше – так называемый министерский ремонт, в который входило порядка 20 суперпредприятий, ремонтировавших и реконструировавших все каскады ГЭС. Теперь ничего этого нет.
В энергетике за прошедшие десять с лишним лет такая система была полностью разрушена. Ликвидированы службы главных инженеров, которые были отдельно на Востоке, на Урале, в Сибири и т.д., а 2004 году было ликвидировано техническое управление РАО «ЕЭС России». И что же это такое? Что, у нас там все коммерсанты или «откатчики»?.. Почему ни одна крупная энергетическая компания Европы в течение 20 лет так и не выполнила свои же резолюции, оставаясь вертикально интегрированными крупными комплексами? Это касается энергетики и Франции, и Италии, и Германии. Более того: эти страны не только сохранили вертикальную интеграцию в электрокомпаниях, но еще и объединили крупнейшие энергетические компании с крупнейшими угольными и газовыми компаниями. А еще Англия, объединив свои национальные газовую и энергетическую сети, создала суперсеть. Разве мы не видели и не знали, что если раздробить энергокомплекс на десятки частей, то потеряем в надежности, эффективности и в стоимости энергии? Нам надо винить не того, кто предложил и кто выполнял некий заказ, а то, что общество проглотило это и позволило принять такие решения. Но Чубайс был лишь исполнителем, а разработчиком, конечно, был не он. Виноваты же мы все...