Сегодняшней ночью по всей России гуляли выпускники. В жизнь выходят молодые люди, на собственной шкуре прочувствовавшие все прелести реформы образования, ЕГЭ, а также двуличие некоторой части преподавательского состава, представители которого, с одной стороны, сеют разумное, доброе, вечное, с другой – подставляют для взяток, которые почти узаконены, карман пошире. Специально для «АН» на вопрос «Вас затронула реформа образования, когда вы в школе учились?» отвечают…
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Сейчас школа – это учреждение, оказывающее услуги»
- В школьные годы реформа образования меня, слава богу, миновала! Я учился в омской спецшколе для незрячих ребят, которая выполняла свою прямую обязанность: воспитание и многосторонне развитие личности ребенка. В частности, помимо получения золотой медали (тогда их было всего 17 на всю область), я получил еще и диплом музыкальной школы, 1-й разряд по шахматам, а также любовь к литературе на всю жизнь. Благодаря школе я получил профессии – сначала историческую, а потом философскую. В школе мы имели возможность заниматься физкультурой, и, может быть, кто-то не поверит, но незрячие ребята катались на коньках и лыжах, прыгали в длину и высоту, бегали на короткие и средние дистанции, занимались гимнастикой и много еще чем. А сейчас школа, как средство многостороннего развития личности, подменяется школой, как учреждением, оказывающим услуги. Когда литературу, что является главным средством воспитания души для маленького человека нашей страны, в ЕГЭ сейчас подменяют литературоведением, я думаю, что это просто моральное преступление против ребенка! Результаты многих социологических исследований говорят, что постоянно растет количество людей, убежденных в том, что раньше в школе учили лучше, чем сейчас. К великому сожалению, я вынужден согласиться с большинством, которое уже вдвое превышает количество тех, кто думает, что сейчас учат лучше.
Светлана Хоркина, вице-президент Федерации спортивной гимнастики России, двукратная олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта:
«Учеба шла своим чередом»
- В мое время не было никакой реформы, а на 1 сентября всегда был первый звонок. У всех было приподнятое настроение, и все было очень красиво и важно. А были ли тогда, скажем, какие-то новые учебники или нет, мы не знали и не обращали на это никакого внимания. Помню только, что все сначала ходили в одинаковой школьной форме, а потом сказали, что можно ходить в свободной одежде. Но мы не придавали этому значения: в свободной, так в свободной… Все равно учеба шла своим чередом.
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:
«Как мог наш учитель математики привить мне такую любовь к своему предмету?»
- Как школьник я не замечал каких-то реформ, но очень хорошо помню, что, начиная с пятых-шестых классов, стали появляться просто замечательные учебники. Это был совсем другой уровень, учебники были очень интересными, и были написаны абсолютно доступным языком. Я учился в сельской школе сразу после войны (в 1946 году пошел в первый класс) и очень хорошо помню, что сначала у нас преподавали учителя, которые прошли четырехлетнее обучение в Харьковском пединституте. А потом, когда я учился, по-моему, в 5-м классе, к нам стали приезжать преподаватели, проучившиеся в том же институте пять лет. Знаете, это были уже совсем другие – творческие – люди! Я до сих пор удивляюсь, как мог наш учитель математики Николай Гаврилович привить мне, пареньку из села Краснопавловка Харьковской области, такую любовь к своему предмету, что я впоследствии стал академиком?..
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции