Аргументы Недели → live

«ХХI век будет веком Китая»

, 16:30

Президент РФ Владимир Путин прибыл в Китай с государственным визитом. Ранее Путин заявлял, что РФ «в обозримой перспективе» рассчитывает начать масштабные поставки газа в КНР. Напомним, Россия и Китай уже несколько лет не могут согласовать цену поставок. Специально для «АН» на вопрос «О чем Путин еще будет торговаться с китайцами?» отвечают…    

Михаил Мейер, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор исторических наук, профессор:

     «Эпоха США находится на закате»

- Мне бы хотелось, чтобы Россия в ХХI веке была ориентирована не столько в сторону США - в противоборстве или в сотрудничестве, сколько в сторону наших возможных интересов в Азии. Ведь ХХI век будет веком Китая, и не только потому, что это самая крупная страна в демографическом отношении, но и из-за того, что по своим возможностям она сегодня действительно выступает в качестве основного контраргумента американскому присутствию в мире. В советское время мы бесцеремонно стали называть Китай младшим братом. Знаете, меня всегда очень дергала «тема старшего брата», и для нашей политики это было очень неправильно. Это наше стремление, что «мы все лучше знаем, а ты давай действуй, как нам нужно!» тогда во многом испортило отношения с Мао и с другими лидерами. Сейчас мы избавляемся от этого синдрома, но это не значит, что мы должны принять другой синдром, что китайцы – наши старшие братья. По многим показателям мы вполне в состоянии быть самостоятельными и жить наравне с китайцами, не принимая позу младших братьев. У нас должны быть хорошие экономические отношения и взаимное понимание вопросов общей стратегии политической ситуации, которая существует в мире. Это и есть та основа, на которой мы могли бы базировать наше дальнейшее сотрудничество. Хотя теперь мы на вступительных лекциях говорим первокурсникам «давайте смотреть не на Америку, а на Китай»,  но сегодня я уже сказал бы по-другому: «Давайте смотреть на Азию!» Ведь это действительно тот регион, который в ХХI веке заслуживает самого пристального внимания. Потому что не только Китай, но и целый ряд стран Азии сегодня демонстрируют жизнеспособность и энергию, которых во многом не хватает Европе, и отнюдь не такую агрессивность, которую сегодня нам демонстрируют США. Поэтому я думаю, что азиатские страны в целом будут некой определяющей силой ХХI века. Создание ШОС было очень хорошим ходом! Мне кажется, что это - один из прообразов того, что может быть в ХХI веке, с точки зрения участия России в новой мировой политике. Но это не значит, что мы вообще должны закрыть глаза и отвернуться от Европы: мы во многом восприняли европейскую цивилизацию, живем по ее нормам, и не нельзя считаться с этим. Но все-таки мне кажется, что предстоящее столетие доказывает нам господство не монокультуры – европейской, азиатской или исламской, а многополярный мир и многокультурный диалог. Я согласен со многими моими коллегами в том, что эпоха США находится на закате и продолжится еще лет 30-40. Тогда и завершится полная или частичная гегемония США.  

Светлана Горячева, зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы Госдумы:

«Мне очень часто становится так обидно за Россию!»

 - Я часто бываю в одном приграничном городе Китая, который еще совсем недавно был обычной захолустной деревушкой. Что мне там нравится – в сфере обслуживания и торговли работают только молодые люди. Если бы вы видели, как китайцы гордятся своей страной! Живут они, скажем прямо, не очень богато, но работают… Когда я еду в Приморском крае, например, через Уссурийск и Октябрьский район, то вижу у нас только заросшие бурьяном поля. Въезжаешь на территорию Китая – каждый участочек возделан! Южные склоны сопок засажены фруктовыми деревьями, а потом эти яблоки они нам же и продают. И в их душах и глазах буквально читается вера в то, что Китай будет великим. Мне очень часто становится так обидно за Россию! Однажды в поезде китаец, смотря в окно на наши заросшие поля, сказал: «Как жалко, что столько земли пропадает!» Но в его словах было только сочувствие, а не издевка.

Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам:

«Нам нужно спокойное и прагматическое сотрудничество»

- Такие понятия, как «дружба» или «союзничество» - это понятия внешней политики ХIХ-ХХ вв. В наши дни вполне достаточно взаимовыгодного прагматического партнерства. И чем более безэмоциональным и более практичным будет такое сотрудничество, тем дольше оно продлится и тем больше им будут довольны оба партнера. Сейчас есть основания для такого сотрудничества. В сфере наших российских конкурентных преимуществ как раз лежат те группы товаров и услуг, которые нужны КНР. Напомню, что КНР – это крупнейший в Азии покупатель газа, а Россия  - это крупнейший экспортер газа в регионе, который, продавая газ в Китай, к тому же избавляется от своей традиционной проблемы с Евросоюзом: наличие транзитных воровских устремлений со стороны некоторых стран-транзитеров. Я уже не беру в расчет такие очевидные сферы сотрудничества, как военно-техническое сотрудничество, космос, атомная промышленность, ядерная энергетика, высокие технологии и так далее. Но даже по такой традиционной статье нашего экспорта и китайского импорта, как газ, мы друг другу чрезвычайно интересны. Иногда раздаются голоса, что Россия – это, дескать, сырьевой придаток. Знаете, в этом мире сырьевыми придатками можно походя назвать достаточно много стран – от Норвегии до Саудовской Аравии. То, что страна продает сырье и эта продажа является одним из ее основных экспортных товаров, совсем не значит, что страна не развивается. Скажем, та же Норвегия является одним из европейских лидеров в сфере высоких технологий. Самое важное, чтобы и мы, и КНР не предъявляли друг к другу завышенных ожиданий. Не нужно любви – давайте оставим это женам и детям. Нам нужно спокойное и прагматическое сотрудничество. 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram