> За геноцид русских Украина заслужила Нюрнберг-2 - Аргументы Недели

//Интервью 13+

За геноцид русских Украина заслужила Нюрнберг-2

Политолог Эдуард Попов – о необходимости международного трибунала

№  () от 16 декабря 2025 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Одесса, Дом профсоюзов, 2 мая 2014 года

В ноябре прошлого года Россия предоставила в Международный суд ООН доказательства геноцида жителей Донбасса украинским режимом, и теперь, предварительно ознакомившись с этими материалами, суд постановил принять их к рассмотрению. Ранее, в феврале прошлого года, он отверг аналогичные обвинения Украины против России. «На рассмотрении суда остался лишь один вопрос – совершала ли сама Украина геноцид», – подчёркивает МИД РФ. Гость «АН» – политолог Эдуард ПОПОВ, доктор философских наук, кандидат исторических наук, директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа».


– Владимир Путин заявил о геноциде жителей Донбасса в феврале 2022-го – в преддверии СВО. Если же говорить о высшем руководстве РФ в целом, то соответствующее заявление прозвучало ещё в 2014-м – его сделал Сергей Иванов, тогдашний руководитель президентской администрации. Вы, со своей стороны, призвали к сбору соответствующих доказательств ещё в первые месяцы после майдана.

– Работа по сбору доказательств ведётся давно, с 2014‑го, могу подтвердить это лично. Осенью того года я давал показания следственным органам РФ в качестве свидетеля преступлений киевского режима на территории ДНР (поводом для беседы стало то, что Украина направила в Россию запрос на трёх персон, одна из которых – ваш покорный слуга, с обвинениями в террористической деятельности). Помимо работы органов хочу также отметить работу общественную: эффективно выполняет свою задачу Международный трибунал по Украине, возглавляемый членом Общественной палаты РФ М. Григорьевым. Ими проведено анкетирование свыше 1200 человек и выпущены два документальных сборника, свидетельствующих о преступлениях киевского режима против населения, которое сам же Киев называет населением Украины, и против населения Курской области.

Не стоит удивляться, что собранные доказательства Россия предоставила в суд ООН спустя десять лет после начала этой работы. Такая работа не может быть скорой. Это кропотливый, сложный, длительный процесс: все доказательства должны быть максимально обоснованными. Цитирую заявление МИД РФ: «18 ноября 2024 года российская сторона представила в суд массив доказательств, объёмом более 10 тыс. страниц, подтверждающих осуществление преступным киевским режимом геноцида в отношении русского и русскоязычного населения Донбасса. Доказательственные материалы включали информацию о более чем 140 инцидентах целенаправленного уничтожения мирного населения Донбасса, подтверждённых показаниями более 300 свидетелей и потерпевших, результатами экспертиз и исследований».

Заметим, что суд ООН принял к рассмотрению российские доказательства именно сейчас, когда некоторые правящие круги на Западе стали готовы нас слышать.

– Имеете в виду США?

– Да, в первую очередь. Приведу опять-таки собственное свидетельство.

В июне этого года состоялось заседание Совбеза ООН по формуле Аррии, посвящённое украинскому нацизму в прошлом и настоящем («заседания по формуле Аррии» – неформальная встреча членов СБ ООН и приглашённых лиц, предполагающая откровенный обмен мнениями при гибких процедурных рамках. – Прим. «АН»). Я выступил там в качестве приглашённого эксперта, рассказал о преступлениях украинского нацизма в годы Великой Отечественной войны, о связи ОУН* с гитлеровским режимом и перекинул мостик в современность – на постмайданную Украину, где происходит героизация преступников из ОУН-УПА*, где главные герои – Бандера и Шухевич, где взяты на вооружение идеология, приветствие, символика ОУН*.

И вот что меня поразило. Если представители стран Европы ожидаемо заняли позицию отрицания, в упор не замечая нацизма на Украине (его, мол, нет, это всё Россия придумала, а вы, мистер Попов, – квазиисторик), то выступление представителя США в ООН оказалось на два порядка более компромиссным и мягким в отношении России, чем выступления европейских представителей. Это прямо-таки бросалось в глаза. Словом, лёд понемножку начинает трогаться. Сейчас этот процесс принято называть «духом Анкориджа», и есть маленькая надежда, что на Западе всё-таки будут происходить изменения к лучшему. Не следует особо уповать на эти изменения, но всё-таки стена западного молчания об украинском терроре стала давать трещины.

Я не рассчитываю, что суд ООН признает геноцид русских и русскоязычных на территории бывшей Украины (всё-таки позиции недружественных нам западных режимов в суде весьма сильны). Однако сам факт, что суд по прошествии года постановил принять к рассмотрению российские доказательства, является значительной победой нашей дипломатии. Постоянный представитель РФ в ООН В. Небензя и его команда показывают профессионализм, выдержку, холодную голову, полемическое мастерство.

– А есть ли у вас, наоборот, нарекания к нашей дипломатии в вопросе продвижения этой повестки?

– При всём уважении к выдающемуся дипломату С. Лаврову должен заметить, что МИД РФ недорабатывает по части влияния на общественное мнение западных стран. В этом вопросе, подчеркну. Мы, частные лица, с 2015 года находимся во взаимодействии с представителями, если можно так выразиться, западного антимейнстрима, антиофициоза – теми, кто придерживается на Западе позиций, альтернативных господствующим. Публикуемся в итальянских СМИ, меньше – в испанских и французских, а главным образом – в американских. Доказываем, что украинского национализма уже нет…

– Нет?

– Его нет, потому что 2 мая, в момент трагедии, которую я называю одесской Хатынью, украинский национализм окончательно переродился в нацизм. Если режимы Запада не хотят нас слышать, то мы через их голову обращаемся непосредственному к тамошнему обществу. Действуем в соответствии со словами Пушкина: «Гони природу в дверь, она влетит в окно». И если нам, энтузиастам, удаётся публиковаться в западных СМИ и рассказывать об этом западному читателю, то представьте, насколько эффективно такая работа могла бы проделываться другими людьми – профессиональными международниками.

– Процитируем определение геноцида, содержащееся в конвенции, которая принята Генассамблеей ООН в 1948 году: это «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую». Говоря о геноциде украинцами русских и русскоязычных, мы сталкиваемся с терминологической сложностью. Согласно исторической правде, возвращённой в наш политический официоз президентом Путиным, украинцы – это часть русского этноса. Получается, украинцы уничтожают жителей Донбасса не по этническому признаку? И, получается, не по языковому, если сами солдаты ВСУ, даже азовцы*, говорят между собой по-русски?

– В своей статье «Об историческом единстве русских и украинцев» президент Путин действительно отметил, что русские-великороссы, украинцы-малороссы и белорусы – это триединый русский народ. Этнически украинцы неотделимы от русских, и вместе с тем это отдельная политическая нация. Синтетическая нация, создавать которую на базе западнорусского населения начала Австро-Венгрия…

– А продолжили большевики, что общеизвестно и о чём опять-таки сказано у Путина.

– Соответственно, украинцы осуществляют геноцид не по этническому признаку и зачастую не по языковому (они действительно и сами говорят по-русски), а по национальному – по признаку национальной идентичности. Те, кто отказывается принять украинскую национальную идентичность, притесняются, вытесняются, истребляются. Заметим: эту проблему МИД РФ называет «вопросом об ответственности Украины за геноцид и связанные с ним преступления». То есть геноцид нельзя рассматривать в отдельности от ущемления прав русского языка, преследования пророссийских активистов, гонений на Украинскую православную церковь.

Символично, что обсуждение этого геноцида зазвучало во всеуслышание именно сейчас: в уходящем году Россия увековечила геноцид советского народа немецкими нацистами (в законе говорится о советском народе, но подразумевается главным образом русский народ, поскольку на оккупированных немцами территориях проживали русские). Более того. Обращаю ваше внимание на заявление, которого многие не заметили: в мае С. Лавров публично сказал, что Россия ведёт работу по признанию геноцида русских в Австро-Венгрии. Это впервые прозвучало на столь высоком уровне.

Напомню обстоятельства того геноцида. Все те русские жители Австро-Венгрии (или руськие, русины), которые не поддались её социальной инженерии и не приняли украинскую идентичность, стали в глазах австрийской власти нежелательным населением: их лояльность к России рассматривалась как недопустимый фактор в условиях Первой мировой войны. Так в Австро-Венгрии появились в 1914 году первые в Европе концлагеря, или лагеря смерти, – Талергоф и Терезин. В них погибло не менее 200 тысяч русских, а о точном количестве жертв идут споры в рамках исторической науки. На этих людей доносили, а иногда и участвовали в их уничтожении те, кто принадлежал к одному с ними народу, – такие же русские, однако принявшие украинство. Знакомо, правда?

Спрашивается: если россияне сегодня прекрасно знают, что такое холокост, что такое геноцид армян, то почему лишь немногим российским авторам есть дело до геноцида русских в Австро-Венгрии? Тем более что это первый геноцид в новейшей истории Европы.

– Вернёмся к геноциду нынешнему. На фоне подвижек, которые произошли в суде ООН, Генпрокуратура РФ объявила в международный розыск бывших и действующих представителей украинского руководства, обвиняемых по ст. 357 УК РФ (геноцид). В их числе: А. Ермак, Р. Умеров, А. Сырский, В. Залужный, П. Порошенко*, А. Яценюк, А. Турчинов и многие другие. В. Зеленский не упоминается (видимо, сохраняется окно возможностей для вынужденных контактов РФ с действующей украинской властью). Также не упоминается А. Билецкий* – основатель и бывший командир «Азова»*.

– Нацбаты, безусловно, – главные непосредственные проводники геноцидальной политики Украины. От рассказов жителей Мариуполя о том, что вытворяли с местным населением азовцы*, встают волосы дыбом (и, пожалуйста, не просите меня это пересказывать). Российским органам всё это известно, и, полагаю, до Билецкого* дойдёт очередь – запасёмся терпением, всё только начинается.

С моей точки зрения, задачей России должен стать, условно говоря, новый Нюрнберг, Нюрнберг-2. Международный трибунал над постмайданным киевским режимом. Обязательно международный! Наиболее вероятные его участники помимо России – те страны, чьи народности на Украине подвергаются насильственной украинизации: венгры, румыны, болгары. Об этом насилии говорят официальные представители Венгрии, интеллектуальные круги Румынии. Киевский режим должен понести ответственность не только за геноцид, но и за этноцид – за принудительную ассимиляцию.

Пожелаем дальнейших успехов нашей дипломатии, а главное – нашей армии, ведь именно от неё прежде всего зависит продвижение России на всех фронтах – в том числе и на дипломатическом. Если бы не успехи наших бойцов, не было бы и «духа Анкориджа». Когда русская армия дойдёт до Дуная – а это вопрос времени, то, уж помяните моё слово, многие в Европе поменяют своё мнение о происходящем на территории бывшей Украины.

* Внесены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте