> Ректор Евразуниверситета, председатель КС международной сети «Дом БРИКС» Константин Клименко: России требуется технологический прорыв - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Ректор Евразуниверситета, председатель КС международной сети «Дом БРИКС» Константин Клименко: России требуется технологический прорыв

3 декабря 2024, 13:33 [«Аргументы Недели», Александра Ковалева ]

На вопросы «АН» ответил ректор Евразийского международного университета, председатель КС международной сети «Дом БРИКС» Константин Клименко.

Константин Петрович, недавно на национальном форуме в Петербурге «Кадры решают всё!» Вы выступили с инициативой создать в России 89 новых технологических колледжей. Какие мотивы у этого поступка? И почему цифра именно 89?

 Ключевое слово здесь «технологические». Сейчас Россия остро нуждается в технологической модернизации и даже в решении элементарных технических проблем.

За последние 35 лет мы буквально загнобили инженерно-технические профессии. Упал престиж профессии технического специалиста, квалифицированного рабочего, зато наплодили бесчисленное количество юристов, маркетологов, финансистов, психологов, рекламистов.

Результат такой образовательной политики очень ярко определила Председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко, которая с трибуны Парламента России заявила о том, что мы даже гвозди разучились производить!

Что уже далее говорить о чипах, ноутбуках, различных сложных электроприборах, двигателях и т.д. Мы не только не умеем их делать, но даже ремонтировать не научились.

Например, в стране простаивают сотни неисправных рентгеновских аппаратов, КТ, МРТ, которых некому ремонтировать.

Работодатели в Москве готовы платить зарплату в размере 200 тысяч рублей газосварщикам, но и за эти деньги не могут найти квалифицированных специалистов.

И  в  нашем университете мы вынуждены открыть курсы мастеров по ремонту ноутбуков. Поскольку есть острая потребность даже в Москве на таких специалистов. Работодатели их забирают к себе еще в период учебы на курсах.

Очень не хватает кадров в оборонной промышленности. Нужны специалисты для сборки вертолетов, самолетов, беспилотников. Требуются технические кадры в строительные и транспортные отрасли, сельское хозяйство.

В общем, назрела острая необходимость создать центры подготовки новых инженерно-технологических кадров. Не нужно ждать, пока бюрократия «раскачается» и выделит деньги из бюджета на создание новых образовательных структур. И не факт, что это будет эффективно. Могут поставить галочку, отрапортовать, а толку будет мало.

Я предлагаю бизнес-сообществу объединиться для благого дела, показать не на словах, а на деле социальную ориентированность бизнеса. В любом крупном городе – столице субъекта РФ есть региональные ТПП, РСПП, Деловая Россия, Опора России и ещё десятки различных объединений предпринимателей. Может, они объединят усилия, сэкономят на корпоративных праздниках и мероприятиях? Вместо расходов на новогодние акции помогут создать хотя бы один технологический колледж? Далее из этого колледжа будут подбирать себе кадры. Вот поэтому и возникла цифра 89. Приблизительно по количеству субъектов РФ. Надеемся создать в столице каждого субъекта РФ новый колледж. Возможно, в Москве и Петербурге будет создано несколько колледжей. По крайней мере, уже поданы документы в Москве на регистрацию двух колледжей.

Почему Вы активно увязываете этот проект с БРИКС?

Идея заключается в том, чтобы студенты смогли проходить практики и стажировки не только в России, но и в самых современных технологических корпорациях Китая, Индии, ОАЭ. Также в дистанционном формате можно привлекать преподавателей из зарубежных стран. Наука и технологии не имеют границ. Если будем замыкаться барьерами, то отстанем от технологического прогресса на десятки лет, поэтому в колледжах, которые войдут в наш проект, мы предлагаем изучать китайский и английский языки.

Могут ли обучаться в таких новых колледжах и граждане из стран БРИКС?

Почему бы и нет. В СССР была практика, когда иностранцы учились в советских техникумах. Даже сейчас граждане зарубежных государств очень интересуются обучением по техническим специальностям.

Нам нужно еще провести немалую работу о взаимном признании дипломов. Например, сейчас не все страны БРИКС признают дипломы, полученные в России.

Почему Вы делаете упор на то, чтобы новые образовательные проекты нужно реализовать при частной поддержке? Может, нужно у государства просить помощи, ведь дело нужное для страны?

Государство в последнее время озаботилось существующей проблемой. В 2025 году планируется открытие 46 новых кластеров федерального проекта «Профессионалитет», которые должны сделать выпускников колледжей более востребованными на рынке труда. Однако усилий только госструктур недостаточно, с бюджетом сейчас непросто, а проблем накопилось.

Я исхожу из того, что если бизнесмены инвестируют в образовательные проекты частные средства, то они и проконтролируют эффективность вложенных средств, отследят, чтобы в колледжах шёл образовательный процесс на высоком профессиональном уровне. Здесь уже не сработает порочная практика назначения «своих людей по блату», например, на должности директоров и т.п. Оценки студентам и выпускникам не будут рисоваться, поскольку бизнесмены мгновенно вскроют брак в образовательном процессе. Кроме того, в таких частных колледжах студенты меньше отвлекаются от учебы на различные показушные мероприятия, массовки и т.д.

Мы со своей стороны окажем максимальную юридическую, организационную и методическую помощь. При нашем университете создан специальный методический центр поддержки среднего профессионального образования. Также мы открыли курсы для ускоренной подготовки преподавателей колледжей. На эти курсы мы хотим пригласить инженеров-практиков, не имеющих педагогического образования. Мы их адаптируем в педагогическую сферу.

В связи с дефицитом рабочих кадров возникает вопрос, куда исчезли профессионально-технические училища, где как раз и готовили квалифицированных рабочих?

Бюрократия нанесла сокрушительный удар по системе профессионально-технического образования в стране. Чиновники провели реформу, в рамках которой ПТУ просто объединили с техникумами и назвали этот гибрид колледжами. В результате возникли странные структуры, где одновременно готовят юристов и маляров-штукатуров. Я недавно встречался с депутатами Госдумы, сенаторами. Все солидарны, что наломали дров и нужно исправлять ситуацию. Необходимо обратно выделять ПТУ в самостоятельные структуры и разворачивать на их базе ускоренную подготовку квалифицированных рабочих. Для этого будут вносить изменения в действующее законодательство.

Как повлияло СВО на развитие образовательного процесса?

Студенты имеют отсрочку от мобилизации, поэтому оттока молодых людей из образовательных структур не произошло. Думаю, надо заняться решением другой проблемы - обучением ветеранов-инвалидов СВО.

Если молодой офицер потерял во время военных действий руку или ногу, то он получает скромную пенсию и практически не может нормально трудоустроиться, хотя бы потому, что имеет чисто военное образование, которое на практике применить не может. Однако инвалидность не помеха, если он получит новую профессию и она может его кормить и даже содержать семью. Например, мы на курсы по подготовке мастеров ноутбуков приглашаем ветеранов-инвалидов СВО. Также они могут обучиться на IT-специалиста, помощника кадастрового инженера. Эти специальности им точно будут полезны.

На Ваш взгляд, какие еще проблемы мешают развитию современного профессионального образования?

Основными проблемами являются коррупция, миграционное давление и этническая преступность.

В учебных заведениях, особенно в общежитиях при них, нередко сформировалась нездоровая, а часто и криминальная обстановка. Причиной тому является засилье детей мигрантов и членов молодежных этнических банд. В общежитиях происходит алкоголизация, распространение наркотиков, хулиганство, вымогательство денег, изнасилования. Доходит до курьезов. Я недавно узнал о показательном факте. В общежитии образовательного учреждения, готовящего кадры для силовых структур, курсанты создали этническую группировку, которая беспредельничает и притесняет других жильцов общежития. Проблему решили. Но как такое в принципе может происходить?

Именно из-за беспокойства за безопасность своих детей родители из регионов не горят желанием направлять сыновей и дочерей на учебу в Москву. Талантливые ребята учатся по месту жительства, а московские ВУЗы и колледжи наводнили выходцы из Азии, Кавказа и т.д. И они диктуют там свои порядки. Недавно председатель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин публично заявил о росте уголовных преступлений, совершенных молодежным этническим криминалом. А в целом, происходит страшный невидимый процесс, не подпадающий под статистику криминальности. Молодым гражданам России в период становления ломают мораль, психику, веру в идеалы и свое государство.

Студенты практически не видят представителей правоохранительных органов, органов власти. Можно условно опросить 100 студентов и узнать, что 99 процентов из них не знают фамилии своего участкового инспектора полиции, территориального депутата, главы муниципального образования, территориального прокурора.  Органы студенческого самоуправления нередко являются показушными.

Одной из причин криминогенности образовательных структур является коррупция.  Руководители за «благодарности» от родителей не отчисляют из ВУЗов и колледжей хулиганов, аморальных личностей, прогульщиков занятий, двоечников и они формируют нездоровую и криминальную среду. Любое криминальное ЧП администрация учебного заведения пытается скрыть. Образовательную сферу нужно сделать более прозрачной и поставить под жесткий общественный и государственный контроль, ведь в ней формируется будущее нашего государства.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте