> Юрист Софья Дробязко — о запрете идеологии чайлдфри - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Юрист Софья Дробязко — о запрете идеологии чайлдфри

№  () от 8 октября 2024 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Госдума готовится запретить пропаганду против деторождения (идеологию чайлдфри, как называют это в прессе). Гость «АН» – кандидат юридических наук Софья ДРОБЯЗКО.

– Что же такое идеология чайлдфри? Является ли каждый человек, по собственной воле отказавшийся от продолжения рода, её носителем?

– Нет, не является. Подробное заключение по этому вопросу подготовил доктор юридических наук И. Пронкин, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека. Идеологию чайлдфри стоит чётко отграничивать от случаев бездетности или малодетности. Также идеологией чайлдфри не являются: обсуждение проблем материальных и социальных трудностей в семьях с детьми; высказывания против налога на бездетность или иных спорных мер повышения рождаемости; высказывания против неумеренного присутствия в России семей мигрантов из культурно и цивилизационно чуждых стран.

Пронкин подчёркивает: «От адептов идеологии «чайлдфри» следует отграничивать семейные пары, которые ограничиваются тем, что просто считают (даже готовы выражать и выражают это как отражение своего выбора в нейтральной лексике в общении с третьими лицами или в публичном пространстве), что им «комфортнее» («удобнее», «благополучнее» и т.д.) жить без детей. Идеология «чайлдфри» не пассивна, но выраженно активна, агрессивно-прозелитически направлена в своём принудительно-пропагандистском распространении вовне от сообществ её адептов на окружающий социум».

Иными словами, если человек воздерживается от деторождения – это одно, а если пропагандирует такое поведение – это совсем другое, это и есть чайлдфри. Говоря о запрете, мы имеем в виду, во-первых, идею превосходства бездетного образа жизни, а во-вторых – ненависть.

– Ненависть?

– Да, язык ненависти и вражды. Приверженцы чайлдфри публично используют следующую лексику по отношению к детям: «личинка», «лича», «личинус», «опарыш», «червячок», «паразит», «выдристыш», «высер», «выродок», «глиста». По отношению к матерям: «овуляшка», «овуляха», «свиноматка», «плодячка», «яжемать», «инкубатор». По отношению к отцам: «овулятор», «осеменитель», «репродуктивный насильник».

Встретив в Интернете новость о том, что женщина родила десятого ребёнка, загляните в комментарии. Несколько робких поздравлений тонут в гуле голосов: «зачем это нужно?», «эта яжемать ничего больше не умеет», «дайте им уже противозачаточные», «хватит плодить нищету», «они жируют на пособиях за наш счёт» (любопытно, что последняя претензия вступает в логическое противоречие с предыдущей). Тем самым создаётся атмосфера абсолютной нетерпимости.

– Такие высказывания подпадают под ст. 282 УК РФ, поскольку являются возбуждением ненависти либо вражды по отношению к социальной группе. Зачем же понадобился дополнительный закон?

– Мы не раз обращались в правоохранительные органы с просьбой квалифицировать такие высказывания соответствующим образом. Увы, вменяемая правоприменительная практика в отношении многодетных семей отсутствует. Если, к примеру, сотрудники полиции признаны социальной группой, то многодетные семьи – нет. Кстати, принятия обсуждаемого законопроекта тоже наверняка будет недостаточно: Госдума позиционирует его как запрет пропаганды против деторождения, а не как защиту прав и достоинства. Скорее всего, потребуется ещё одно законодательное решение.

– Основное средство распространения идей чайлдфри – сообщества в соцсетях?

– Верно. Наша соратница К. Зингис провела большое исследование чайлдфри-сообществ в соцсети «ВКонтакте»: «Щастье материнства», «Подслушано чайлдфри», «Мой аборт», «Правда о беременности». Автоматизированный контент-анализ этих групп показал: они говорят прежде всего не о преимуществах бездетного образа жизни, а именно возбуждают нетерпимость к деторождению и к ребёнку как таковому. Идеология чайлдфри давно стала чайлдхейтом.

Эти паблики полны картинок, разжигающих ненависть к детям (например, проводятся сравнения между ребёнком и домашним животным в пользу животного), а также историй о том, сколько, мол, проблем доставляют дети окружающим людям в транспорте, на улице, в многоквартирном доме. Создаётся картина абсолютной неприемлемости ребёнка в социуме. Приходится признать, что и за пределами таких интернет-групп эти представления сейчас нередки. Как результат – многие родители, находясь с маленькими детьми в общественном месте, чувствуют себя виноватыми и нервничают, даже если ребёнок не совершает ничего экстраординарного. Вот до чего мы дошли в своём «развитии»: дети, видите ли, мешают обществу. Пора задуматься, есть ли у такого общества будущее.

– Кто и в каких целях занимается продвижением идей чайлдфри в Интернете?

– Директор Службы внешней разведки С. Нарышкин прямым текстом говорит, что агрессивное размывание традиционных ценностей – это часть гибридной войны против Российской Федерации. Нетрудно заметить: некоторые интернет-сообщества такого рода ведут свою деятельность с территории Украины, Литвы и других подобных стран, даже не скрывая своей ненависти к русским. Если же говорить про рядовых активистов, то я не думаю, что они сидят на зарплате. Это убеждённые люди, причём часть из них имеют психиатрические диагнозы (мы знаем это от них самих же). Травмированные, несчастные люди, которые несут свою боль, свои страхи в Интернет и делятся ими так, как будто это и есть настоящая жизнь.

– Психологи, которые сочувствуют чайлдфри, утверждают, что эти люди объединяются для защиты от нападок со стороны общества.

– Я убеждена: чайлдфри видят нападение там, где его нет. Если человек уверен, что ему не нужно продолжать свой род, – у него не должно быть столь острой реакции на чьи-то упрёки. А если, слыша выражение «часики тикают», человек реагирует агрессивно – может быть, он и сам понимает, что «часики тикают»? Может быть, не столько давит общество, сколько биологический механизм внутри человека подсказывает ему, что время уходит и упускается возможность?

Кстати, ситуации бывают разные: кто-то не может найти себе пару для создания семьи, а кто-то создаёт семью и не рожает, выбирая «жить для себя». Вторые не реагируют на риторику традиционалистов так остро, как первые. Вспоминается басня про лису и зелёный виноград (в басне, приписываемой Эзопу, лиса многократно пытается дотянуться до винограда и объявляет, что он ей не нужен, поскольку, мол, неспелый. – Прим. «АН»).

– Профессор соцфака МГУ А. Синельников утверждает, что порицание бездетности обществом – это хорошо, поскольку тем самым стимулируется рождаемость. Согласны?

– Если мы пытаемся сформировать хорошее отношение к многодетности и вообще к деторождению (а мы вынуждены делать это почти с нуля, так как в течение трёх десятилетий деторождение не было защищено государством в инфополе), то да, в определённом смысле мы можем оценивать добровольную бездетность как явление, не вполне соответствующее общественным ожиданиям. Когда от деторождения отказывается выдающийся учёный, или балерина, или монах, посвятивший себя высокому служению, то к ним у общества нет вопросов. А когда человек просто занимает позицию «не буду, потому что не хочу», это вызывает вопросы к его жизненной позиции.

В то же время я выступаю против введения налога на бездетность. Люди бывают бездетными по состоянию здоровья, и человек не обязан ни перед кем отчитываться. Лучше, наоборот, стимулировать граждан налоговыми льготами. Увы, состоявшаяся налоговая реформа оставляет в этом отношении желать лучшего. Во-первых, размер налоговой льготы не увязан с количеством детей в семье: что двое детей, что трое, что десятеро – в любом из этих случаев льгота одна и та же (вычет из НДФЛ в размере 7% из 13%). А во-вторых, для получения льготы семья обязана быть бедной: с учётом всех пособий доход на члена семьи в месяц не должен превышать 1, 5-кратного прожиточного минимума – порядка 20 тысяч рублей в среднем по стране. Кроме того, ещё и учитывается наличие у заявителя и его родственников «движимого и недвижимого имущества».

– Другой демограф В. Тимаков говорит так: «Да, налицо влиятельные неправительственные структуры, которые поддерживают негативные для демографии движения, типа «моё тело – моё дело», ЛГБТ* или «чайлдфри». Но их пропаганда лишь постольку успешна, поскольку находит массовый отклик в определённых обществах. Антинаталистские, антисемейные силы в большей степени отражают, чем формируют изменения в массовом сознании, «осёдлывают» процесс, а не направляют его».

– В этом утверждении есть доля правды. Если бы для нашего общества были совершенно неприемлемы какие-то идеи, то общество бы отвергло их. Но раздувание нетерпимости и собирание такого большого количества людей в этом состоянии ненависти – целенаправленный процесс, который, увы, даёт свои плоды.

Вовлечение в деструктивный контент происходит по принципу воронки: сперва подаётся более-менее невинная идея, которая выглядит как юмор, а затем градус неприятия повышается – от снисходительного отношения вплоть до агрессии. Соцсети характерны тем, что человек смотрит на количество лайков, репостов и ориентируется на них. Мол, если много людей мыслят так – значит, этот образ мыслей нормален.

Можно уверенно утверждать: благодаря пропагандистам чайлдфри в эту идеологию приходят люди, которые не пришли бы к ней сами. Особенно это касается впечатлительных детей, подростков, и особенно – девочек, которых запугивают ужасами родов. Мол, рожать опасно для здоровья и для жизни. При этом об опасностях аборта (травматического, рискованного вмешательства) не сообщается ничего, он преподносится как естественный и безобидный процесс.

– Риторика властей, направленная на повышение рождаемости, вызывает бурю негодования в либеральных СМИ. Они полнятся заголовками такого рода: «Рожать, рожать, рожать, рожать. Страну охватила демографическая истерия».

– Глядя на это, вспоминаешь эпизод фильма «Служебный роман». «Я бы такие не взяла», – говорит Людмила Прокофьевна про сапоги. А Верочка делает вывод: «Значит, хорошие сапоги. Надо брать».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте