> Никас Сафронов: «Можно достичь любых высот, если стараешься, работаешь и занимаешься любимым делом» - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Никас Сафронов: «Можно достичь любых высот, если стараешься, работаешь и занимаешься любимым делом»

14 сентября 2024, 09:23 [«Аргументы Недели», АНЖЕЛА ЯКУБОВСКАЯ ]

Народного художника РФ Никаса Сафронова можно смело назвать одним из самых «выставляемых» художников современности. Его выставки одновременно проходят в разных регионах России и по всему миру, их посещает бесчисленное количество гостей. Например, недавно состоялась персональная выставка в Санкт-Петербурге, которую художник прилетел открыть лично.

Выставка называется «С большой любовью к Петербургу». На ней были представлены новые полотна, отображающие своеобразный авторский взгляд на современный Петербург. Также в экспозиции были представлены произведения Никаса Сафронова разных лет. Среди них пейзажи, портреты, сюрреалистические композиции и его личный стиль дрим-вижн. 

- Никас Степанович, за годы вашей творческой деятельности прошло такое множество ваших выставок. Быть может есть примерная цифра, сколько их было?

Это сложно подсчитать. Одно могу сказать, только за последние десять лет прошло около трехсот выставок по самым разным городам России. Раз в четыре года я обновляю экспозицию новыми работами, среди которых могут быть и ранние студенческие работы, и конечно мои выставки посещают сотни тысяч людей. Самое приятное, что на выставки приходят люди, которые не очень искушены в искусстве, но им важно понять, что сегодня в нем происходит. А понять порой современный творческих мир сложно, учитывая огромное число новых веяний, это и перформансы и разные инсталляции и самое непонятное для многих это новое направление SNFT ...Однажды в Европе я был на модном концерте, который анонсировался, как концерт классической музыки. Так вот выступление одного пианиста закончилось тем, что он, сев за рояль, взял одну ноту, и ушел за кулисы, за то второй вышел с молотком и расколотил клавиши в щепки. Такая вот классика…

Есть один известный китайский художник Ван Вэй, его очень продвигают американцы, прославился он тем вначале, взял вазу, которой было более 2 тыс лет, разбил, потом потоптал ногами осколки и сказал, что это работа будет теперь называться семечки.



К чему я это говорю, сегодня во всем мире стали популярны разного рода невнятные акции, который может сделать любой человек, и для этого много умения не надо и эти так называемые "творческие процессы" пытаются выдать за настоящее искусство. Сегодня искусство становится более провокационным... Например, разбить куриное яйцо и размазать его на холсте, или залить в аквариуме формалином акулу (Демьен Херст). Художник Пьеро Мандзони законсервировал в банки свои фекалии. Андреас Серрано сфотографировал распятие и поместил его в стакан с мочой… И находятся те, кто принимает правила игры, и приобретают за большие деньги это невнятное художество. Поэтому простые люди пытаются разобраться и понять, как отличить провокации от настоящего искусства, и часто на эту тему задают вопросы.

Мне кажется, что задача художника в первую очередь овладеть профессиональным мастерством, пройти этапы академического образования. Если человек, скажем, строит дом, и не знает, например, где прокладываются коммуникации, как сооружается фундамент, из чего делаются стены, то такой дом не будет долго стоять, если вообще будет построен... Даже сюрреалист Сальвадор Дали говорил: «Научитесь рисовать, как Веласкес, а потом делайте, что хотите»…
Именно поэтому надо много учиться. Я, например учился в Ростовском художественном училище, в Московском государственном институте им. Сурикова. Изучал искусство старых мастеров в Голландии, в Париже, и только после этого смог создать свой стиль дрим-вижн.

- Вы правильно отметили, что публика, которая приходит на ваши выставки пытается разобраться во всем и задает острые вопросы. А вы обратили внимание, что тем не менее люди сегодня очень подкованы в живописи?

Безусловно обратил. Так большая часть посетителей — это поколение, которое еще помнит если не Сталина, то Брежнева. Это люди, которые в свое время получили хорошее советское образование, не обязательно высшее, но очень качественное. У них есть абсолютное понимание происходящего, они смотрели хорошие фильмы, читали и читают хорошие книги, объективно воспринимают действительность, поэтому и вопросы задают актуальные, острые.

У них есть правильное восприятие происходящего, и они чувствуют и знают, что такое хорошо, что такое плохо. Сегодня, к сожалению, очень много внедряется пустого в культуру, и зачастую выдается за большое искусство. И мы это видим на сцене театра, на эстраде, на киноэкране. А ведь был Муслим Магомаев с его потрясающим голосом, Людмила Зыкина, Образцова... были великие актеры театра и кино: Яншин, Грибов, Игорь Ильинский, Смоктуновский, Леонов, были композиторы - Шестакович, Хачатурян, Александра Пахмутова и другие.... Поэтому многие приходящие на выставку люди воспитаны на высоких примерах, и они искусство чувствуют сердцем. А это самый правильный подход, самый объективный.

- Вы говорили, о том, что вам часто много лет подряд задают один и тот же вопрос, какое лицо вам нравится больше запечатлеть в портрете. Ваше мнение за годы работы не изменилось?

Когда ты пишешь, скажем чей-либо портрет, если ты за него вообще взялся, то ты не рассматриваешь этого человека: плохой он или хороший. Ты просто выполняешь свою работу профессионально, и здесь нельзя свое личное отношение и эмоции выплескивать на холст. Либо ты можешь отказаться от заказа. Я отказывался пару тройку раз. А вообще, ты должен любить портретируемого человека, во всяком случае должен относится к нему с уважением. А еще я убежден, что нет плохих лиц. Есть просто плохие художники и фотографы, которые не умеют, на этапе подготовки к работе, увидеть наиболее выигрышный ракурс натуры и, в итоге, вместо достоинств большее внимание уделяют изображению физических недостатков тех, кого они изображают. А какие-то иногда небольшие недостатки есть абсолютно у каждого человека. Но если откровенно, я предпочитаю выделять лучшее, что есть в человеке. Люди бывают ухоженные, а наоборот: не очень много уделяют себе времени. Иногда человек внешне не идеален от природы, но по характеру доброжелательный, и именно это я и передаю на портрете. Человек сам выстраивает свою жизнь и выстраивает свой типаж, а образ — это его свобода выбора.

- Кто-то высказывает свое мнение, что художник должен писать работы, не обращая внимания на публику, то есть для себя. А признание придет, когда придет…

Люди искусства, как и все нормальные люди тщеславные. Им хочется признания и почестей. Художники работают для того, чтобы их узнавали, и надо радоваться, что тебя знают, любят, посещают твои выставки. И это Признание дорогого стоит, и завоёвывается оно тяжело и долго. И к сожалению, не всегда приходит ко многим. Я где-то читал, что только в Москве 275 тысяч художников, и все хотят быть узнаваемыми и продаваемыми. И конечно, существует и ревность, и зависть. Но я лично не завидую никому, и считаю, что можно достичь любых высот, если много работаешь и при этом профессионально занимаешься своим любимым делом. А завидую я только может быть Леонардо да Винчи, Брейгелю старшему, Ван Эйку и немного Густаву Доре - тем художникам, которых я очень люблю. …

- На вашу персональную выставку в Санкт- Петербурге была приглашена знаменитая итальянская актриса Орнелла Мути. Это было замечательное событие, которое вызвало у петербуржцев настоящий шум и восторг.

Да, Я очень рад, что Орнелла Мути приехала поддержать меня, мы с ней дружим уже много лет. Я написал для нее несколько портретов, и один даже в стиле Dream Vision, два из них сейчас находятся в моем доме в Москве, а один был выставлен на этой выставке в Санкт-Петербурге, и он был вручен ей в день открытия. Она увезла его с собой.
С Софи Лорен мы договорились, что она поддержит мою выставку в Швейцарии, которая должна была пройти еще в 23 году, но Софи поехала в Италию и там упала и сломала шейку бедра.

- Вы написали 19 портретов Софи Лорен! Это что-то невероятное! Наверное, ни один художник не может похвастаться таким количеством, осталось ли у вас желание продолжить в этом направлении или тема себя полностью исчерпала?

Желание писать портреты Софи Лорен осталось, я не намерен останавливаться, хочу запечатлеть её в своем творчестве еще много раз. Сейчас у актрисы находятся 18 портретов, которые я написал в разные годы. Первый еще в студенчестве. Я очень надеюсь, что она выздоровеет, будет чувствовать себя хорошо, и у нас получится наконец открыть выставку в Женеве, которую мы уже давно с ней планировали. И также надеюсь, что она представит на выставке все портреты, которые я ей подарил. На выставке также будут представлены не только мои портреты ее образа, но и других художников, которые ее писали когда-то, это и Дали, Пикассо, и Энди Уорхол.

Софи Лорен очень любит Россию, всегда скучает по ней, считает, что часть ее судьбы связана с нашей страной. Она когда-то здесь снималась. Актриса впервые побывала в Москве в 1962 году, ее восхитила наша столица, она влюбилась в нее, и как она тогда сказала, оставила тут частичку своего сердца.

20 сентября Софи Лорен празднует день рождения, и хочется от всей души пожелать ей здоровья. Готовлю отправить ей к этому дню подарок, и как вы догадываетесь, это будет еще один ее портрет.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте