Вышел в свет роман «Черный город»: как советские разведчики спасали немцев
30 августа 2024, 14:48 [ «Аргументы Недели» ]
В издательстве «Вече» вышел в свет роман нашего постоянного автора, кандидата политических наук, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Владимира Ераносяна. В нем в стиле готического нуара рассказана история изгнания немецкого населения из Чехословакии в 1945 году.
Фактически чехи устроили геноцид гражданских под предлогом справедливой мести. «Марши смерти» сопровождались конфискациями, убийствами, изнасилованиями и мародерством. Единственной защитой для немцев в те страшные времена стал великодушный победитель — русский солдат.
В «Черном городе» описана роль отправленных в Чехословакию после победы над Гитлером советских разведчиков, возглавляемых Павлом Анатольевичем Судоплатовым, которые помимо уничтожения остатков «власовцев», ослабления влияния английской марионетки Эдварда Бенеша, решали задачи по спасению немцев.
Мы попросили писателя рассказать, чем было вызвано обращение к столь щепетильной для Европы теме депортации немецкого населения из восстановленной после краха Третьего рейха Чехословакии.
— Европа не представляет из себя монолит, — рассказывает Владимир Ераносян, — Напротив, это искусственное образование разнородных общностей с противоположными интересами, непримиримых с точки зрения территориальных претензий друг к другу, застарелыми обидами, грозящими вылиться в столкновение между этносами и религиозными конфессиями.
На страницах романа «Черный город» ведется повествование о судьбе немецкой семейной пары, вынужденной бежать из бывшего протектората Богемии и Моравии в советскую зону оккупации Германии. Они осуществляют эту попытку, используя поддельные документы, так как немцы после так называемых декретов Эдварда Бенеша превращаются в изгоев.
Они не могут свободно передвигаться по населенным пунктам, пользоваться общественным транспортом, им разрешено посещать продуктовые магазины в строго определенные часы, их заставляют носить отличительные знаки в виде белых повязок с буквой «N». С ними поступают ровно так, как нацисты поступали с еврейским населением Европы.
— Речь идет о понятии коллективной вины?
— Именно, причем под раздачу чешской мести попадают самые незащищенные — женщины, старики и дети… На фоне реальных исторических событий с фактическим геноцидом по этническому признаку, конфискациями имущества, тотальным изгнанием народа из родных земель, история пары Эрики и Гюнтера, глазами которых мы смотрим на сущий ад, в котором оказались немцы после войны, выглядит как гипертрофированный пример наказания невинных за преступления военных преступников Третьего рейха.
Толпа весьма скора на расправу, особенно если ей управляют закоренелые авантюристы, для которых главное — обогатиться в смутные времена, нажиться на чужом горе. Основным антагонистом романа является пан Лукаш Коварж. В этом собирательном образе сосредоточено все самое низкое, что было присуще как чешским коллаборантам, угодничавшим перед нацистами и протектором Рейнхардом Гейдрихом, так и выслуживавшимся перед англичанами прихвостней. Лондон ведь пытался после войны превратить Чехословакию в зону своих интересов.
— Насколько реальна в романе сюжетная линия, связанная с присутствием в Чехословакии в тот период знаменитого разведчика Павла Судоплатова?
— Павел Анатольевич Судоплатов, в то время являлся генерал-лейтенантом госбезопасности. Сначала он работал в НКВД, а после реорганизации структуры, в МГБ. Он действительно присутствовал в возрожденной Чехословакии именно в тот момент. После разгрома нацистов, «власовцы» из РОА и инкорпорированные с ними «каминцы» из РОНА, пытались укрыться в том числе в горах, в основном близ города Усти-над-Лабем и в Восточных Судетах. Нашей разведке было поручено ликвидировать оставшиеся подразделения недобитков и заодно поддержать Клемента Готвальда в его борьбе с откровенно работающим на Лондон Эдвардом Бенешом. А тот в свою очередь разыгрывал немецкую карту в своих политических целях.
Закрыв глаза на бесчинства чехов по отношению к поставленным вне закона немцам и венграм Бенеш и его адепты связывали кровью своих сторонников. Делали они это, чтобы сформировать вокруг себя силовой блок, способный конкурировать с Рабочей Гвардией, полностью лояльной Москве. Вот почему в Праге появился Судоплатов и еще 400 сотрудников 4-го оперативного управления НКВД, потом преобразовавшегося в диверсионно-разведывательное отделение МГБ СССР.
— А почему роман назван «Черный город»?
— Главные герои пытаются бежать из Праги через Усти-над-Лабем (Лабой чехи называют Эльбу) в Дрезден. В те дни, о которых идет речь, Дрезден уже был фактически стерт с лица земли, превращен в руины. Бессмысленные бомбардировки англо-американской авиацией сделали из Дрездена «Черный город!. Но для пары Эрики Гельрод и Гюнтера Зуммера Дрезден — самый светлый из городов, ибо там они надеются встретить безоблачное будущее. А Прага и любой другой город в Чехословакии для них чернее ночи. Для немцев в них нет ни крова, ни защиты, ни безопасности.
— Книга актуальна еще и по причине раскрытия идеологии «власовцев», которую и сегодня пытаются эксплуатировать западные спецслужбы, вооружая ей всевозможных коллаборантов на территории Украины…
— На самом деле у этой группировки не было иной идеологии, кроме животного инстинкта выжить любой ценой за счет принесения в жертву невинных жизней, и, конечно, стремления нажиться напоследок. В романе описаны факты участия дивизионного генерала «власовской армии» предателей Буняченко, командира Первой пехотной дивизии РОА, в Пражском восстании против войск СС, своих бывших хозяев. Делали они это с одной только целью — избежать наказания за измену Родине. Но не вышло. Прощения клятвопреступникам страна не давала. Разгром группировки в горах — красочная сцена, еще и подробно показывающая, как проводятся подобные операции на тактическом уровне.
— А история любви?
— Конечно, присутствует. Не обошлось без межкультурной коммуникации и любовного треугольника. И благородства, присущего великодушным победителям — Красной армии и сотрудникам госбезопасности. Казалось бы, наши военные должны были мстить немцам за все мучения во время оккупации нашей страны. Но русский офицер оказался человеком, способным отличить простых жителей и военных преступников.
Наш воин оказался готов не только к прощению, но и к преображению в защитника обездоленных немцев, подвергшихся массовому наказанию за грехи нацистов. В этом смысле показательно, что в Берлине в Трептов парке стоит памятник советскому воину, держащему на руках немецкую девочку. Это символ того, что в массе своей наш солдат проявлял истинное благородство, его душе были противны мародерство и беззаконие. И не только в Германии, но и в бывшем протекторате Богемия и Моравия.
Местное чешское население вследствие безнаказанности и даже поощрения издевательств со стороны властей обходилось с немцами настолько чудовищно, что у нынешних потомков изгнанного немецкого населения, в основном обитающих в Австрии и Восточной Германии, волосы встают дыбом. Их расстреливали, насиловали, грабили и в довесок раздевали донага перед границей… Наши солдаты даже отдавали свои плащи, мастерили из мешковины временное одеяние для немок, прорезая в мешках дыры. Может быть поэтому памятник советскому солдату с золотым щитом в Вене не трогают вандалы, как это происходит с нашими обелисками, к примеру, в Польше.
— А почему немцы молчат, не требуют, к примеру, репараций?
— Это не совсем так. Тема неудобна. Но есть силы, которые не боятся поднимать такие вопросы и требовать от Праги не умалчивать проблему изгнания 2,5 миллионов бывших жителей Чехословакии, изъятия у них жилья и ценностей. К слову, предки князя Лихтенштейна потеряли в восстановленной благодаря союзникам Чехословакии в 12 раз больше земельных угодий, чем территория этого карликового государства. Нынешний князь с 2020 года требует компенсации в международных арбитражах. Потомки немцев, ставших изгоями и лишенных всего, тоже требуют справедливости. Пусть эта книга станет первым звоночком для милитаризирующейся Чехии, которая снабжает снарядами Киевский режим. Все в этой жизни имеет обратную сторону и наживаться на войне вечно не выйдет. Ответ придет, и он может прийти нежданно-негаданно с совершенно неожиданной стороны.
— Спасибо за интервью.