Аргументы Недели. Петербург → Интервью 13+

Вадим Каспаров: «Нужно просто действовать и не останавливаться»

, 16:08

Вадим Каспаров: «Нужно просто действовать и не останавливаться»
Вадим и Наталья Каспаровы

В преддверии XХVI Международного фестиваля современного танца OPEN LOOK, который пройдет в Санкт-Петербурге 20-24 августа, идейный вдохновитель, основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров в интервью «Аргументам недели» рассказал о тех, кто вот уже двадцать шестой год подряд создает, развивает и поддерживает живой танцевальный мир, которым можно и нужно гордиться.

Вадим Каспаров, директор фестиваля OPEN LOOK
Вадим Каспаров, директор фестиваля OPEN LOOK

Какой он — зритель фестиваля OPEN LOOK? Каким он был, как трансформировался за четверть века, каким стал — но что в нем было и остается неизменным?

Это очень важный вопрос. По сути, если убрать весь возможный пафос, «сухой остаток» будет следующим: ты работаешь для того, чтобы зритель получил от тебя что-то такое, что, возможно, спасет ему жизнь — либо подарит желание жить. Поэтому о зрителе надо беспокоиться, но при этом, на мой взгляд, важно не «нравиться» ему специально. Ты не должен делать то, что просто развлекает и смешит. Ведь даже через смех можно и нужно посылать какие-то смыслы. Если этого нет, то танец для меня становится бессмысленным и пустым — а этого допускать точно нельзя!
Наш зритель — думающий, ищущий и открытый всему новому. Каким он был, таким и остается. Правда, теперь уже дети наших первых учеников приходят в наш танцевальный мир, и эти зрители, и эти танцовщики с детства чувствуют себя «посвященными» в мир танца.

А какой стала фестивальная команда в этом году? Почему состав людей, работающих над проведением фестиваля, меняется, и чем хороши новые люди в команде?

В любой профессиональной жизни, в любой сфере деятельности команда имеет первостепенную роль. Ее состав — это результат проб и ошибок. Важна каждая деталь, но особенно для меня важен характер человека. Воля у него должна быть железная, а сердце — горячее. Тогда все получится. Нельзя делать фестиваль без искренней любви к артистам, к зрителям, к административному и техническому персоналу — ко всем, ради кого и кем проводится фестиваль. Я не понимаю, как возможно что-либо делать без любви. Поэтому иногда и происходит выгорание. В момент, когда глаз перестает гореть, надо обновляться.
Как бы не было страшно за результат такого обновления, иных вариантов нет.
Как идеолог, я так или иначе должен брать ответственность за любой решительный шаг и двигать наш «корабль» вперед с новой командой. Незаменимых людей нет в принципе, но есть те, кто на своем месте — и те, кто не тянут груз, который они должны тянуть. Поэтому все меняется, в том числе и люди. Это не должно пугать или расстраивать — просто нужно
сделать выводы из прошлого опыта и постараться не совершать глупостей.
У нас «новые люди» — это условное название, ведь вся нынешняя команда уже успела так или иначе с нами посотрудничать, курируя другие наши фестивали: Dance4Kids, «Пятилетка» и более «мелкие» проекты. В итоге OPEN LOOK собрал всех в один проект, который мы сейчас все вместе и реализуем.

В рамках фестиваля в петербургском кинотеатре «Аврора» пройдет «Ночь кинотанца».


Как вы «нашли друг друга» и чем современный танец привлек внимание старейшего в городе кинотеатра?

«Кинотанец» как идея появился на OPEN LOOK в 2001 году. Тогда мы пригласили Аллу Ковган, бывшего российского филолога-лингвиста, а ныне американского кинорежиссера, стажировавшегося в Великобритании и Франции, поделиться своим опытом съемки танцевального кино — художественного, документального и экспериментального. Далее с 2002 года кинотанец стал направлением, которое в наши дни переживает просто фантастический взлет — во многом благодаря технологической революции, произошедшей в средствах фиксации информации, обработки и монтажа. И несмотря на то, что сейчас фестиваль «Кинотанец» не проводится ежегодно, те семена, которые мы тогда посеяли, взошли и получили свое логическое развитие и продолжение.

В этом году мы расскажем «на полях» форума, как можно в регионе помочь кинотанцу вырасти из идеи в целую систему, в которой есть место образованию, творчеству, кооперации и результативности. Мы обратились в кинотеатр «Аврора» и встретили полное содействие. Я рад, что руководство кинотеатра открыто фестивальным проектам и готово поддержать нашу инициативу. Хочу отметить, что на экранах «Авроры» идут регулярные показы балетных и прочих спектаклей, заснятых на пленку, и очень надеюсь, что и наше сотрудничество будет иметь продолжение.


А по поводу «Ночи кинотанца» скажу так: сама идея стара как мир, мы реализовывали ее еще в 2010-е. Но сейчас, при столь насыщенной фестивальной программе, другого времени для кинопоказов, кроме позднего вечера и ночи, мы просто не нашли. Приглашаем зрителей 23 августа в 23:00 на «Кинотанец» из программы кинофестиваля «Ноль плюс».
Если охватить открытым взглядом всю фестивальную историю, то чем вы особенно гордитесь?

Я горжусь тем, что фестиваль инициировал и отпочковал идеи, которые вырастали затем в отдельные «деревья». «КИНОТАНЕЦ», DANCE4KIDS, LOOK @ DANCE, SOLO SOUL, «ДВОЕТОЧИЕ», форум «ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД» и другие проекты стали самостоятельными направлениями. А зарождались они все в недрах нашего фестиваля. OPEN LOOK — «старший брат» другого значимого для нас фестиваля — SUMMEET. Это Международный фестиваль современного танца в Армении, которому в этом году исполнилось четыре годика. Малыш растет!

Я горжусь тем, что для многих известных хореографов и танцовщиков России (и не только) наш фестиваль стал важным и знаковым в их биографии. Так что, помимо воспитания наших кадров, мы «виноваты» в зарождении многих интересных персонажей. Поводов для гордости хватает, но упаси бог от гордыни!

Танцевальная компания КАННОН ДАНС
Танцевальная компания КАННОН ДАНС

А какой из фестивалей был для вас самым лучшим, возможно, даже идеальным?

Ну, идеальных не бывает. Бывают неподъемные. Знаете, как в спорте, когда вес запредельный, такой, о котором человек с мозгами сказал бы: нет, этого не сделать, это не потянуть, не поднять. Но так как я — человек «безбашенный», романтик и идеалист, я только после каждого проведенного фестиваля приходил в ужас от «содеянного» и недоумевал: как я это сделал, как взял запредельный вес?

Для меня главное лекарство от страха — бесплатное и очень простое. Это понимание, что «все проходит, и это пройдет», что «любая ночь заканчивается с рассветом». А вообще идеальный фестиваль как идеальный проект — это тот, без которого ты не представляешь своей жизни. OPEN LOOK в этом смысле — идеальный фестиваль для нас.

OPEN LOOK 2024
OPEN LOOK 2024

Ваше пожелание — или напутствие — этому и будущим фестивалям?
Когда в 1984 году я уезжал из своего родного города Баку в Ленинград, в своем фотоальбоменарисовал парусник и написал одно слово: «Вперед!». Думаю, это главное слово, которое надо всегда себе говорить. А дальше — просто действовать и не останавливаться.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram