> Губернатор Василий Анохин: рост турпотока в Смоленскую область составил 30% - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Губернатор Василий Анохин: рост турпотока в Смоленскую область составил 30%

6 июня 2024, 10:24 [ «Аргументы Недели» ]

Фото: пресс-служба губернатора Смоленской области.

Губернатор Смоленской области Василий Анохин рассказал изданию «Аргументы недели» о том, как регион справляется без трудовых мигрантов, и поделился планами восстановить авиасообщение.

- Обычно чиновники стремятся в Москву. А вы приняли решение уехать из столицы. Не пожалели?

- По сравнению с большим городом в Смоленске всё находится в пешей доступности. И это потрясающе комфортно! Смоленск очень красив. Особенно его исторический центр. Сейчас делаем всё, чтобы воссоздать его первоначальный облик. Мне, жене и детям искренне нравится этот город. После командировки в Москву хочется поскорее вернуться в регион. Всегда получаю удовольствие от поездок по области. 

- Да, местные жители отмечают вашу открытость. Каково это ощущение – близости к народу?

- С одной стороны, это некий вызов. Всё, о чём тебя просят, воспринимаешь на личный счёт – надо приехать, не забыть, каждому помочь. А с другой, мне очень нравится работать с людьми. Жизнь кипит! Да, бюджетные ресурсы ограничены. Но когда ты сам настроен на решение проблемы – бояться нечего, всегда находим выход.

- Как вы реагируете на критику, которая на таком посту неизбежна?

- Конструктивная критика может быть очень полезной, прежде всего в дорожном строительстве. Непросто уследить за всеми исполнителями и проконтролировать укладку каждого кирпича. Иногда я узнаю из прессы или соцсетей о том, что где-то процесс затянулся или что-то было сделано не так. Мы тут же стараемся всё исправить.

- В рейтинге социально-экономического развития среди регионов страны Смоленская область пока далеко не в первом десятке. Есть ли шанс в ближайшее время сделать мощный рывок вперёд и за счёт чего?

- Подниматься всегда тяжело. За последнее время мы подросли, но реально это заметно будет в перспективе, года через три-четыре. По динамике именно роста инвестиций, думаю, мы войдём в десятку по итогам 2023-го. Объём инвестиций – под 95 млрд, это историческое значение.

Нашей промышленности сейчас непросто – нужно не только произвести продукт, но и постараться его доставить до потребителя. Раньше были близко западные рынки, теперь всё внимание ушло на восток. В связи с изменением геополитической ситуации, логистическая сфера – это то направление, которое подверглось наиболее сильному влиянию. Сейчас взят новый курс на строительство или создание инфраструктуры под маркировку импортных товаров «Честным знаком» и «Федеральными специальными марками» (это относится к алкогольной продукции). Ранее на территории РФ, до 2022 года, маркировка алкоголя не осуществлялась. И это происходило на территории недружественных нам стран. Развитие данного направления стало возможным благодаря стратегическим решениям на государственном уровне. И для нашего бизнеса, работающего в сфере логистики, это, безусловно, новая платформа для развития, и предприниматели активно инвестируют в развитие направления маркировки товаров.

Сейчас среди наших основных задач: выстроить логистику, с помощью льготного финансирования поддержать развитие промышленности и обеспечить регион грамотными кадрами. В целом у нас динамика в промышленном производстве – 110%! Загрузка предприятий высокая, темпы не сбавляем, несмотря на санкции. Всё это в том числе благодаря мощной поддержке Минпромторга и Минсельхоза.

Один из важнейших проектов федерального уровня сейчас – строительство новой атомной станции стоимостью более 600 млрд. Уже вовсю идёт основательная подготовка к реализации.

- Каковы перспективы развития области с учётом географического положения?

- Раньше сфера логистики занимала 15% ВРП. Сейчас показатели упали до 10%. У нас было зарегистрировано 6-7 тыс. грузовых машин, которые шли в Европу. Был крупный логистический парк. Сейчас терминалы продолжают работать, но часть машин была распродана. В то же время открывается белорусский рынок. Многое из того, что они теперь не могут импортировать из Европы, покупают у нас.

- Вы упомянули вопрос нехватки профессиональных кадров. Это действительно тотальная проблема для всей страны. Поэтому весьма актуальна тема привлечения мигрантов. Каким образом вы закрываете дефицит работников, учитывая, что многих профессионалов, по сути, отбирает Москва?

- Выиграют предприятия, которые сейчас активно привлекают молодежь, занимаются профобразованием начинающих специалистов.  Кадры – это один из главных моментов. Ко мне часто приходят и спрашивают, где взять людей. У предпринимателей в области сельского хозяйства, например, есть техника, есть деньги – а хорошего агронома, например, нет.

Так уж исторически и географически сложилось, что у нас трудится сравнительно небольшой процент представителей из стран СНГ. Даже в сфере уборки территорий.  Иностранцы выбирают расположенную рядом Москву, где оплата труда выше. То есть кадровые ресурсы у нас ещё более ограничены. Но мы к этому привыкли, и я вижу решение проблемы в тесной связи предприятия и колледжей, техникумов. Я поставил задачу, чтобы минимум 50% студентов заключали целевой договор. Не устаю повторять нашим бизнесменам – если не сможете удержать молодежь, из других регионов мы столько профессиональных работников не сможем завезти. Цепляйтесь за талантливых ребят, предлагайте им хорошие условия.

В прошлом году мы выиграли Профессионалитет – это федеральный проект, экспериментальный формат образования рабочих и инженерных кадров, предназначенный для конкретных производств и заводов – по таким направлениям, как строительство, медицина, машиностроение.  

Сегодня крайне важную роль играет среднее профессиональное образование. Слесарь-сварщик у нас получает гораздо больше, чем любой менеджер. Мы сейчас водителя за 50 тыс. рублей на руки не сможем найти, а сварщики на крупных предприятиях получают уже давно больше сотни. Мы стараемся максимально обеспечить область представителями рабочих специальностей. Раньше об этом особо не задумывались ещё и потому, что любую гайку можно было привезти из-за рубежа. А теперь очень дорогая логистика, приходится выкручиваться самим. И возникает вопрос – где слесари, столяры, токари…

- Смежная тема – демография. Что можно сделать, как решить проблему? Как реально помогать многодетным семьям, без демагогии, которая сейчас то и дело исходит от депутатов?

- За пять лет из Смоленской области уехали сто тысяч человек. Причем самые-самые. Это серьёзно ударило по экономике. Уехали перспективные молодые люди, женщины фертильного возраста. Да, у нас немало многодетных семей. Но есть к чему стремиться и нужно повышать демографию.

Понятно, что молодёжь нельзя прибить гвоздями к региону. Нужно, чтобы у них была комфортная жизнь, интересная работа. Недавно мы приняли большой комплекс мер поддержки молодой студенческой семьи. Тем, кто ждёт ребёнка, выплачивается дополнительная разовая помощь, а затем каждый месяц доплата к стипендии. Если семья живёт в общежитии, им предоставляется отдельная комната. Для ребёнка в дальнейшем – первоочерёдное право приёма в детский сад, либо компенсация части платы за частное учреждение. Всё делается для того, чтобы молодая мать вместе со своим молодым человеком сохранили малыша, не бросили его и при этом получили образование. И, конечно, очень важен маткапитал. Помимо федерального мы выплачиваем региональный маткапитал на 3-го ребенка. Рассчитывать на помощь могут и опекуны. Для многодетных семей в регионе огромное количество льгот – на жилищно-коммунальные услуги, проезд, детей обеспечиваем спортивной формой. Список постоянно расширяется.

Также стараемся уделить внимание программе возвращения соотечественников из-за рубежа. Ряд регионов сейчас активно работает в этом направлении, хотим присоединиться и мы.

Знаю, что сегодня многие перебираются с Дальнего Востока в Великий Новгород, к примеру. Считаю, что Смоленск тоже в этом плане может стать привлекательным городом для переезда.

- Смоленская область – уникальное место, где, пожалуй, должен побывать каждый россиянин, интересующийся историей и культурой своей страны. Готов ли Смоленск принимать большое количество туристов? Есть ли инфраструктура?

- Пока ещё это больная точка. Да, у нас богатая история, культура, потрясающие пейзажи. Но инфраструктура только в процессе подготовки. В прошлом году у нас рост турпотока составил 30%.

Нужно обновлять гостиницы, строить новые хорошего уровня. На эту тему ведём диалог с бизнесменами, с крупными сетями. На данный момент ведем переговоры по строительству в регионе новых отелей высочайшего класса.  Много средств вкладываем в развитие общественного транспорта, полным ходом идёт благоустройство города.

Зачем вообще к нам едут туристы? Смоленск – один из немногих городов, где сохранился дух старины. Очень интересные экскурсии и для школьников, и для взрослых! Современные здания – это, конечно, замечательно, но уникальная архитектура тысячелетней давности – особая романтика. Когда к нам впервые приезжал Герман Греф, он восхитился красотой Смоленска.

Нам есть чем гордиться и есть что показать. Необходимо обновить инфраструктуру: брусчатку, фасады, общественные туалеты, прогулочные места, сделать нормальный вокзал. И, конечно, долгожданное восстановление крепостной стены. Спасибо президенту, финансирование уже есть, спроектируют – и начнём всем этим в комплексе заниматься.

Огромное желание восстановить авиасообщение. Это очень сложный проект, особенно в текущих условиях, но всё равно будем постепенно двигаться в этом направлении, уже предприняты определенные шаги.

Также налаживаем прямое железнодорожное сообщение с Витебском. Это красивый и опрятный город, имеющий похожие с нами параметры. И, смотря на него, мы понимаем к чему стремиться.

АоЛ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте