> В Донецке ветераны-ополченцы борются за права на 15-ю горбольницу - Аргументы Недели

//Интервью 13+

В Донецке ветераны-ополченцы борются за права на 15-ю горбольницу

22 мая 2024, 13:55 [«Аргументы Недели», Анна Шершнева ]

Коллаж предоставлен Владом Филином

Защитники Донбасса первой волны — ополченцы и добровольцы самого жёсткого периода 2014-2022 года — стремятся сохранить уникальный в своём роде Республиканский Реабилитационный Центр при Городской больнице №15 в Донецке. Фактически, причиной всему стал приказ от 2022 года, который сейчас начали исполнять. Согласно этому приказу, в клинике не должно было быть гражданских пациентов, а ополченцы — фактически не признаны военнослужащими РФ, они для государства гражданские лица, несмотря на то, что у некоторых есть удостоверение Ветерана боевых действий, но это не делает их военнослужащими, имеют статус гражданских. Вопрос настолько острый и требует внимания широкой общественности, что заставил бойцов-ветеранов и общественных деятелей обращаться в инстанции и ведомства Донецка и Москвы.

Наш давний друг, известный не только в ДНР общественный деятель и ополченец первой волны Влад Филин записал обращение к главе Донецкой Народной Республики Денису Пушилину. К нему присоединились другие ветераны боевых действий в Донбассе. Приводим текст обращения.

«Уважаемый Денис Владимирович! От лица ополчения Донбасса 2014-2022 гг., защищаемого им гражданского населения и от имени общественного движения «Шаги к Победе», мы все убедительно просим Вас обратить внимание на ситуацию с фактическим запретом лечения, как гражданских, так и не признанных военнослужащими РФ ополченцев в Республиканском Реабилитационном Центре, 15-й больницы города Донецка. Из-за этого сейчас происходит разрушение уникальной врачебной школы, которая в случае бездействия будет полностью утрачена.

Убедительно просим вас положительно рассмотреть наше обращение, пересмотрев приказ Минздрава ДНР, отвести 50% койко-мест под гражданских и ополченцев, сохранить все текущие военные доплаты медперсоналу, и удвоить срок лечения до 45 дней».

Отдельно Влад подчеркнул в своём комментарии: «Также обращаем Ваше внимание на то, что ранения ополченцев 2014-2022 гг. до сих пор считаются «общим заболеванием», из-за чего многие получают социальное пособие — 7 тысяч рублей в месяц, у многих нет статуса ветерана боевых действий или члена семьи погибшего, а выплаты и льготы до-СВО значительно отличаются от аналогичных в СВО». Затрагивается в очередной раз давняя, острая, наболевшая ситуация вокруг ополчения. До сих пор не решена проблема того, что у ополченцев по сей день зафиксированы в медицинских документах «гражданские травмы», они не имеют военной пенсии и так далее. Подобное положение существует в целом по ДНР и ЛНР у всех ополченцев и добровольцев. И несмотря на то, что якобы на бумаге это пытаются решать, по факту до исполнения этих указаний президента Владимира Путина на деле до сих пор не дошло. Похоже на саботаж распоряжений главнокомандующего на местах…

Напомним, весной 2022 года была попытка закрытия Горбольницы №15 Донецка под перевалочную тюрьму пленных раненых террористов-«азовцев». Тогда именно внимание Влада и его прямое содействие помогло скорректировать это спорное решение.

Хронологию того противостояния можно проследить по вехам-постам на стене странички общественника-ветерана в соцсети «ВКонтакте». Начало противостояния, когда «первые партии пленных раненых укрофашистов с «Азовстали» прибывали в больницы Донецка». Далее Влад обстоятельно рассказал, какое значение больница с Реабилитационным Центром в прифронтовом районе имеет для военных всех рангов и статусов. Уже в конце мая 2022 года ситуация вышла на острый момент, по информации общественника, «наши раненые остались ещё и без реабилитационного центра — ведь запрет МЗ ДНР на госпитализацию наших, действующий с 16 мая — никто не отменял <…>» — возмущался тогда Филин. Часть коечного фонда и сейчас занята пленными боевиками.

В конечном итоге, ситуация была замечена и широко освещена, что помогло отстоять РРЦ горбольницы №15 Донецка. И вот теперь проблема возникает снова, с неожиданной стороны.

Мы переговорили с Владом непосредственно о текущей ситуации.

- Влад, рады приветствовать! Скажи, указанная тобой проблема связана больше со статусом ветеранов-ополченцев и добровольцев, а не с тем, что там военным отказывают в помощи, правильно?

- Военным Минобороны, действующим сейчас, помощь оказывается, но смысл как раз в том, что приказ был о переводе гражданской больницы Минздрава полностью под нужды военных. При этом гражданские пошли лесом и ополченцы, которые тоже являются гражданскими, не признаны военными. Ополченцы с 2014 по 2022 год — это не военнослужащие РФ. То, что у них есть удостоверение ВБД у некоторых, это не делает их военнослужащими РФ. Они все идут лесом.

- А что конкретно происходит с РРЦ? Ему мешают работать, медиков увольняют?

- Сейчас происходит фактическое перепрофилирование больницы и утрата врачебной школы. Просто не хватает койко-мест для лечения раненых военнослужащих. Во-первых, это другой профиль, а во-вторых, у части этих военнослужащих все равно будут тяжелые ранения. Сейчас, конечно, концепция одноразовых солдатиков, но в противостоянии западным технологиям и деньгам каждый наш боец — это невосполнимый ресурс.

- А саму больницу пытаются закрыть или нет?

- Больницу не закрывают, просто теряется сама врачебная школа, потому что она превращается в обычный реабилитационный центр для ходячих, а таких много.

- То есть, Реабилитационный Центр может утратить своих спецов и стать обычной клиникой вместо РЦ?

- По факту уже теряют. Там уже сейчас даже те же самые кровати меняются с тяжелых лежачих на уже более ходячих.

- А в чём уникальность сотрудников центра? Они давно работают здесь? Насколько эффективна их программа реабилитации?

- Некоторые работают там всю свою жизнь с 70-80-х годов прошлого века. И да, программа эффективна. Они там делают вещи, которые в других больницах России не делают вообще. И в Москве, кстати, не делали. Меня в Донецке вылечили от того, что в Москве не хотели даже признавать.

- А куда выписывают тяжёлых? Человек вынужден лечиться в гражданской больнице за свой счёт?

- Что значит выписывают тяжелых? Ну, считается, что тебя выписывают с улучшением. Что вот ты свою квоту вылежал, а квота сейчас от 14 до 21 дня по ОМС, и все, свободен. Ты выздоровел, все нормально. Следующий. Это если гражданских брать. По военным-то я не в курсе. В общем, по факту, да. Ты отлежал какую-то свою квоту, больница с тобой попрощалась, а дальше ты что хочешь, то и делаешь.

- Это ужасно! Зачастую ополченец и доброволец теряют на фронте не только здоровье. За время участия в боях теряют рабочие места, расходуются накопления финансовые. А тут ещё и положенной реабилитации толком не дают?

- Слушай, ну что значит положено? Положено от 14 до 21 дня по ОМС. Вот тебе положено, ты ее получаешь. Другое дело, что ее недостаточно. Тут можно говорить о том, что реабилитации как таковой почти не положено, и сроки её надо увеличивать на уровне регламента.

Влад отметил в «Шагах к Победе», что после публичных действий народа заговорили и народные избранники. В частности, на ситуацию отреагировал депутат Государственной Думы Ярослав Лисобей пишет:

«Приветствую дорогие друзья! Решил поделиться с вами нашей текущей работой по проблеме Республиканского Реабилитационного Центра.

7 мая состоялась встреча с нашим уважаемым доктором Геннадием Олеговичем. В ходе разговора, Геннадий Олегович рассказал нам о ситуации в РРЦ, связанную с перепрофилированием нейрохирургических отделений в отделение паллиативной помощи. Также он предоставил нам копию письма МЗ, подтверждающее факт перепрофилирования. Мы подготовили письмо на имя зампредседателя Правительства ДНР о позиции нашей организации в отношении данного решения. В результате состоялась встреча с министром здравоохранения ДНР, зампредседателя Правительства ДНР и мной. На встрече мы ещё раз озвучили, что недопустима реализация таких решений и сообщили о последствиях для инвалидов-колясочников.

Минздрав настаивает на своей позиции ссылаясь на законодательство РФ.  Нас их позиция не удовлетворила. Мы направили соответствующие письма в Правительство ДНР, прокуратуру ДНР, Министерство здравоохранения РФ. Работаем».

 «Посмотрим, что у нас в итоге получится сейчас. Очень рад словам поддержки — пусть и несколько запоздалым. Давайте приложим все наши усилия, чтобы эти красивые депутатские обещания наконец-то сбылись», — заметил в своём обращении Влад, вновь поднимая знамя битвы за права военных, чьи заслуги неоспоримы всеми, кроме родных чиновников, к сожалению.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте